Почему метла? Почему именно фаллический символ был избран атрибутом ведьм?
Летающая ступа, как эквивалент вульвы тоже существует, баба Яга перемещается именно в ней, но и она управляется либо той же метлой, либо ступкой, но сама никак-с.
Итак, почему метла.
Фаллический символ атрибут маскулинности, а ведьмовство, как ремесло, чаще ассоциируется с феминностью. Однако включение в атрибутику метлы, подчёркивает важность мужской составляющей в рабочем процессе. Лично мне это нисколько не кажется удивительным, т.к. кому, как не ведьме, понимать важность гармонии всего и вся.
Ведьмовство, вопреки исторической справедливости и банальному пониманию метафизики происхождения этого направления магии, ассоциируется с поклонением Дьяволу.
Одним из центральных аспектов обвинений женщин в период борьбы "святой" инквизиции с ведьмами, было уличение в сексуальных связях с партнёрами, союз с коими не был скреплен в церкви, т.б. не венчаными. Кроме того, ведьм, естественно, обвиняли в "уводе мужчин" из семей, разврате (нарушении канонов половых сношений, в определенные времена действительно существовавших и закрепленных законом), а также в "беспорядочных" связях. Попросту, в имении более, чем одного сексуального партнёра - супруга.
Элементами обвинений мог стать и аномально привлекательный внешний вид, например. Допустим, выглядеть моложе своего возраста, иметь нестандартные для места рождения и проживания черты, и т.д. и т.п. - всё это, в не меньшей степени могло послужить аргументами обвинений.
Как свидетельствуют летописи тех мрачных времён, церкви порой и вправду фартило. Вовремя горели города и деревни, храмы, дома высокопоставленных чиновников, да горели так, что и виновных не сыскать. А отвечать перед правителями всё равно надо. Ну, всё, как всегда, в общем. Поэтому, "маргинальные элементы" - чересчур привлекательные, вольномыслящие и смеющие глядеть в глаза женщины, попавшие "на карандаш" властей, в связи с бытовыми нарушениями, типа участия в семейных скандалах и прочем подобном, были крайне удачным элементом для возложения на них бремени ответственности за прочие беды, а то и чужие преступления.
Так, очень скоро, ведьмы становятся в истории, по сути, "козлами отпущения". Козами, если быть точнее. А ещё точнее становится, когда сам Диавол, с лёгкой (потной) руки "рыцарей света" внезапно оборачивается козлом.
Козёл отпущения: Козел отпущения. Так называется в 16 главе кн. Левит (ст. Лев.16:8, 10, 26) тот из двух козлов в жертву за грех (Se’irim izzim lechattath, ст. Лев.16:5) всего общества израильского, который был намечен жребием с надписью: lа-azazel между тем как на другого падал жребий с надписью: la Jhovah, для Иеговы, для Господа (ст. Лев.16:8–10); если последний закалялся в жертву за грех, и кровь его вносилась первосвященником во святое святых (ст. Лев.16:9:15) для кропления над каппоретом или крышкою ковчега завета, то козел отпущения после того поставлялся пред Иеговою (ст. Лев.16:10) для совершения над ним очищения (евр. lekapper alav); первосвященник, возложив обе руки на голову этого козла, исповедовал над ним все грехи Израиля, – как бы возлагал все бремя их на голову козла, – и затеи, обремененного этою греховною тяжестью, отсылал его в пустыню с нарочным человеком, который и пускал (евр. schillach) козла в пустыню (Лев.16:21–22).
(https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-12-knigi-simvolicheskie-konstantinopol/37)
Дьявола же, как на Руси, так и в Европе принято стало изображать в облике козла. Козлиная морда, если присмотреться, человеку с живым воображением, не испорченным "ожившими картинками" в телевизоре и интернете, и впрямь будет похожа на метлу. Объединение "фактов", якобы обнаруженных "святыми следаками", а именно: грех совокупления с "нечистым", с самим Дьяволом; с ростом мощи церкви и инквизиции, соответственно, всё активнее продвигаемый образ Дьявола - козла. Всё это, постепенно сложилось в стройную, почти логичную историю ведьмовства и борьбы с этим грехом.
***
Ведьма, скачущая на козле, читай распутная женщина, совокупляющаяся с Дьяволом стала символом истории древнейшего женского ремесла.
Ведьма верхом на козле, ведьма верхом на метле - всё это, символы полёта. Способность летать, конечно же, неслучайно становится доступна ведьмам. Падший ангел не мог не наделить своих "невест" этой сверхспособностью. В сознании обывателей, коих во все времена было и остаётся превалирующее большинство - не мог не наделить. Тем самым, проводя прямую параллель между магическим процессом полёта - сексом - поклонением Дьяволу. Грехом!
Использованные изображения: Kacper Bozek, Krakow, Poland. The master and margarita (2007)
Джозеф Смит ведьма на козле
Врублевский Юрий "Баба Яга"