В известном раскладе а ля Древо Жизни, позиции распределяются согласно сфирот. Названия: 1. Кетер - тема вопроса; 2. Хокма - мудрость; 3. Бина - разум; 4. Хесед - милосердие; 5. Гебура - строгость; 6. Тиферет - красота; 7. Нецах - победа; 8. Ход - слава; 9. Есод - с чем предстоит столкнуться; 10. Малкут - итог.
Структура расклада так же придерживается схемы известного Древа, и, в общем, всячески подразумевает не столько предсказательное значение, сколько исследовательское и философское. Однако, основываясь на наблюдениях, можно утверждать, что далеко не всегда удаётся соблюсти именно это предназначение расклада, ибо высок соблазн проникнуть в бытийные тайны, минуя постижение их причин.
Понятно, что значения позиций придумывались автором (или авторами?) с помощью логической адаптации к бытовым темам, отчасти были лишены базового смысла, но в целом, как показывает практика, расклад достойно работает с разными темами, раскрывает их суть и даёт искомые подсказки и ответы. В этой структуре, тема фактически разбирается на предмет двух полюсов - положительно и отрицательно заряженных, и позволяет оценивать перспективы одновременно (и в сравнении друг с другом) субъективно и объективно. При этом, как всегда, все оценки носят характер относительности. В данном случае, относительно героя расклада.
Неудивительно, что подобный подход к работе с не много не мало Древом Жизни, породил множество кривотолков. Интерпретаций, намеренно и случайно вошедших в обиход мантических практик. Кажущаяся простота явилась следствием появления в раскладе привычных человеку терминов, чаще всего, заменяющих названия позиций. Термины "мудрость" и "разум" кажутся понятными и не требующими расшифровки, однако в суть этих понятий, ни гадатель, ни его кверент внедряться не спешит. Достаточно оказывается разграничения головы и души, а всё остальное по теме, вроде как априори.
Однако на самом деле, всё не так просто. То, что понимает голова и переваривает душа, происходит в одном человеческом естестве, а значит, не может считаться объективными величинами. Поэтому, необходимо не только обозначение позиций в работе со структурами подобными данному раскладу, но и разъяснение их. Подробный разбор самих понятий сначала, и лишь потом, перевод на язык предсказаний.
Простой пример: буквально вчера, в каком-то американском фильме, был эпизод: ребёнок спрашивает у матери, действительно ли, увидеть Бога можно только умерев? Мать говорит "наверное". Далее, когда ребёнок закономерно спрашивает "почему?", мать, конечно, не знает, что ему ответить и говорит что-то вроде "никто не знает", или "так заведено". Давай, мол, спать, короче говоря. И, казалось бы, для рядового фильма диалог вполне ничего, драматургически всё было верно, но, на самом деле, эпизод затрагивает проблему куда большую, чем переживания мальчика и усталость мамы. Это вопрос всеобщего непонимания одной из базовых ценностей жизни. Справедливости.
Поэтому, когда в работе с Таро мы затрагиваем тему справедливости, равно, как и мудрости, и строгости, и даже разума, понимая при этом, что человек творение Бога, а значит, его разум частичка божественного разума, мы, гадатели, должны хотя бы самим себе уметь объяснить самые невероятные для нашего сознания вопросы.
Должен ли человек умереть, чтобы увидеть Господа? И да, и нет. Он раствориться в Нём, но это не означает, что должен обратиться в ничто. Наоборот, человек сам должен стать Им, Господом Богом, чтобы суметь Его (самое себя?) узреть, услышать и понять.
В современной действительности, интерпретация раскладов на бытовые вопросы, никаких околотеологических и философских бесед не предполагает. Все подобные разговоры приводят к запутыванию кверентов, отсутствию конкретных ответов и, как результат, скомканной "мутной" консультации. И дело вовсе не в том, чаще всего, что гадатель, как та мать из фильма, не знает, что ответить. Но в том лишь, что принять некие данности, такую, как Справедливость, например, для человеческого сознания невыносимо. Тем не менее, если вдумчиво изучать структуру предложенного расклада, становится видно, что, по сути, все его позиции призваны познать высшую справедливость, осуществляемую на примере отдельного человеческого вопроса.
Пункты 7/8 расклада выделяют участие человека в изучаемом процессе, т.к. на его частном примере - примере того, как отдельно взятая личность проходит испытания "победой" и "славой", становится понятен весь замысел, воплощённый в предыдущих позициях. Кроме того, проводится жесткая разграничительная черта между победой, суть высоким достижением, и славой - отражением этого достижения и героя.
Напрашивается параллель с т.н. "теневым" Древом Жизни и заселяющими его клипот демоническими сущностями. И, кажется, будто на уровне сефир Нецах и Ход, и, соответственно, в аналогичных позициях расклада, условная граница между мирами истончается, как бывает в определенные периоды года, даты, считающиеся опасными, в связи с возможным проникновением в мир людей существ иномирья.
Эта зона "мирских" удовольствий" - победы и славы, значимых лишь на земной шкале ценностей, и то, условной, выступает зеркалом с обоюдопрозрачной поверхностью, рабочим с обеих сторон. Время и место оценивать, а значит, судить, что вновь неминуемо затрагивает вопрос справедливости.
Этот вопрос был и остаётся насущным на всех уровнях человеческого бытия. Однозначно же его (хотя бы для себя) разрешить, удаётся единицам. Возможно, здесь действует то же правило, что и во всех прочих человеческих делах. Негласное правило, разделяющее людей на тех, для кого важно, что им есть, что терять и тех, кому это не важно. Первые, если даже то, что им кажется существенным, на самом деле, ничтожная малость, никогда не зайдут за границы, установленные понятием справедливость. Из страха, оказывающегося более важным, чем всяческое желание. Вторые же, быть может, хотели бы зайти и будут пытаться это сделать, но не удастся и им. Просто потому, что нарушение правил и презрение границ не равны становлением тем, кто эти границы воздвиг.
Потому и сказано, "Пути Господни неисповедимы".