Сказку "Курочка Ряба" принято считать народной. Спасибо, СССР! Всё было "народное". Даже всемирная мифология и мудрость. Всё. Вот это наследие, так наследие!
Короче говоря, "Курочка Ряба". Эту простенькую, на первый взгляд, сказку приписывали помимо всемудрого народа, также таким авторам, как Ушинский К.Д, Афанасьев А.А., Даль В.И.
Что же такое есть в этой сказке, что о ней стоит рассуждать и спорить? Сюжет! На первый взгляд, он кажется простым, даже примитивным, но при внимательном прочтении сути, а не слов, мы видим потрясающую психологическую выкладку, достойную серьёзного исследования.
В этой сказке звучит, не много не мало, тема феминизма и одной из производных её - гендерного шовинизма, ныне вновь ставшая актуальной.
Это же, по сути, история женщины. Женщины, "прогибающейся" под обстоятельства. Под мир, привыкший к определённым условностям, и заставляющий привыкать к ним всё и вся, что в нём оказывается. Даже чудеса!
Главной героиней сказки является курочка Ряба. Не дед, не баба, а сама курочка. Начнём с её имени.
Принято было, при прочтении сказки вслух, делать ударение в имени на первый слог: курочка рЯба. "РЯ"ба, почему-то.
С точки зрения русского языка, это, вообще-то, неправильно, потому что имени "Ряба" не существует, если только это не уменьшительно-ласкательное от "Рябина", что весьма сомнительно. "Ряба" - это прилагательное, а значит, ударение в нём, вероятнее всего, следует делать на последний слог. Курочка ряБА.
Рябая курочка.
Что такое "рябой". Рябой - это пёстрый, с явными "щербинами", веснусчастый. Рыжий! Рыжий - это своего рода обозначение "инаковости", было и есть. "Я, что, рыжий?" - означает "я, что, "не такой, как все"?
Рябая - иная, "не такая" курочка - женщина, которая пытается быть не просто пернатой несушкой. Яйцо, которое она снесла, как мы помним, было "не простое, Золотое". Автор, кстати, выделяет это особо. Золотое, с большой буквы, во всех смыслах, яйцо.
Что происходит по сюжету дальше?
А дальше, "Дед бил, бил — не разбил;
Баба била, била — не разбила".
Били-били, не разбили. Дед - аллегория патриархального мира. Баба, послушная его составляющая. Оба они, по сути своей, пользователи и разрушители. Получив во владение чудо - золотое яйцо - они используют его, опираясь на единственный им знакомый критерий: сожрать.
Но сначала, разрушить. Разбить.
Уничтожить чудо, или хотя бы его оболочку, чтобы поглотить содержимое.
На поверхности, "причёсывание под формат". Да, суть интересная, полезная даже, быть может. Но вот, подача - "обёртка" не та. Не формат! Так не принято! Не в нашем мире!
Курочка не должна быть "золотоносной", рябой. Что это за фокусы? У нас весь курятник - беленькие, миниатюрые, плодовитые!
И тут, наступает трагический финал "сказки".
Мышка. "бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось".
Мышка - это грызун. Существо иного вида, отличающееся и от деда с бабой, и от курочки. Не птица, как курица, но превосходящая "рябу" по силе. Не человек - внучка там, молодое поколение, или жена председателя колхоза - "орган управления". Нет. Иной вид животной силы. Мышь.
Мышь уничтожает чудо. Хвостиком. Что такое хвост, с точки зрения животной физиологии? Это балансир, позволяющий мелкому животному удерживать равновесие. Равновесие, суть установленный порядок. Именно хвостом мышка урегулирует вопрос.
Яичко разбивается и всё возвращается на круги своя.Нет больше чуда!
Вот и трагическая развязка. "Дед и баба плачут!"
Плачут те, кто только что, пытались сделать ровно то же самое, что сделала мышь. Разбить яичко. Так, что же они плачут?
Переживания "стариков" можно объяснить лишь одним: они утрачивают возможность распоряжаться яйцом. Разбили не они - жрать не им.
Данный сюжетный поворот можно объяснить простой житейской данностью: по достижению ребёнком определённого возраста, плоды его деятельности прекращают разделяться с родителями. Ребёнок вступает во взаимоотношения с другим человеком, например, девица выходит замуж, и, вот уже её супруг становится главным "распорядителем" всего производимого на свет девицей. Это даже в законе, чёрным по белому прописано: дети являются едва ли не собственностью родителей, как матерей, так и отцов. До определённого возраста уж точно. А всякие "деды и бабы" - дедушки и бабушки - это "владельцы детей" далеко не в первую очередь, причём, подчас даже в крайних ситуациях, когда дети остаются сиротами. Ну да ладно, сейчас не об этом.
Итак. Некий грызун урегулирует вопрос по-своему. Разбивает золотое яичко - уничтожает чудо, и больше, заметим, никак нигде в сказке не фигурирует.
Что же делает курочка? А "Курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба.
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое."
Вот! Вот она, трагедия!
Трагедия курочки, а не всяких там архаизмов, вроде деда да бабы. Курочки!
Чудо соглашается с условиями игры. Курочка, способная нести золотые яйца, рябая от природы курочка, соглашается стать обыкновенной. Простой. И яйца нести не золотые, простые.
Так, ряды послушных и согласных "курочек", не готовых нести бремя "рябых", полнятся из года в год, за веком век. И причина тому, по крайней мере, в сказке звучит именно она: готовность и желание явить свои способности. Согласие "золотоносной курочки" открыться миру!
Как на многое это похоже... Сколько "рябых" курочек соглашаются, соглашаются, соглашаются... А потом, потом, просто начинают нести "простые яйца", постепенно становясь бабами.
И будут, вероятно, также "бить, бить" чьи-то чужие плоды рябости. И так, без конца.
Трагично.