Что означает выражение «находиться на грани»? Обычно – это описание состояния кого-то, или чего-либо. Когда нечто пребывает в состоянии предпереходном, когда вот вот, что-то случится. Или появится нечто новое, или не появится, но вот вот вот.
На самом деле, на размышления о состоянии «вот вот вот» - на грани – меня навели мысли о Таро. Карты Таро, о чём они, в контексте миров? Мы, гадатели, оперируем, трактуя расклады, понятиями, значениями, смыслами, чаще всего лежащими, либо на самой границе между миром Земли, либо уже за этой гранью. Колоды Таро, в которой Арканы означали бы конкретно человека лет 25-ти по имени Андрюша, или женщину менеджера вроде бы есть, но очень сомневаюсь, что ими особенно интересуются, активно их изучают и используют. Даже более-менее невинная колода какая-то, в которой все «человеческие» фигуры – это фотографии людей «не прозвучала». Не стала эта колода востребованной, потому что Таро и мифология – это сродные позиции. Система Таро, существующая безо всякой мифологии – это, всего лишь, структурированные представления составителя колоды относительно отдельных аспектов бытия, представленных, в свою очередь, картами.
Итак, мифология, или магия колоды Таро и пограничное её состояние. Когда нечто, или некто находится «на грани» - это всегда означает обязательное превращение этого чего-то, или кого-то. Потому что граница, хоть на какое-то мгновение, но открывает новое состояние, выходя из которого ты уже никогда не будешь прежним. Смешно даже, но, первое, что приходит на ум – это параллель с границей международной. Да, оказавшись на границе между странами, хоть в пресловутом дьюти-фри, человек не становится иностранцем относительно своей страны, конечно. Но, определенная доля причастности открывает в нем самом некие резервные ресурсы, за счет которых, в большей, или меньшей степени человек начинает существовать. Хоть на время, но он становится немножко другим.
Людям, в той или иной степени свойственно такое магико-ощущение, как интуиция. Эта «опция» включена в человеческое существо, но у всех индивидов развита разно. Именно интуиция и есть, то состояние, когда человек, даже не осознанно, находится в пограничном состоянии. Он видит будущее, но не глазами, а внутри себя, через понимание. Он может любить, или не любить кого-то/что-то через это интуитивное ощущение, при этом, никогда не в силах объяснить, как это работает.
Конечно, не может человек это объяснить! Потому что для того, чтоб объяснять, нужно понимать и знать. Или, сначала, знать. А для этого, выбери сторону, дружок! Либо перейди за грань своего человеческого понимания/бытия, либо оставайся на земном уровне осознания. Но, в последнем случае, изучай принятую/привитую тебе мораль, выстраивай «кубики» данностей и пытайся сложить слово «вечность».
***
Если мы возьмём, к примеру, Таро Гномов, какую мифологию и какой мир мы получим для освоения и понимания? Если Таро Гномов прекрасно показывает перипетии отношений, денежные вопросы щелкает, как орешки и, главное, самые, что ни на есть человеческие личности по косточкам разбирает – так, о каком пограничном состоянии речь? Самая, что ни на есть, человеческая/человеколюбивая колода же!
Так-то оно так, но...
В основе колоды Гномов иудейская мифология. А иудейская мифология, как, в общем-то, и любая мифология – это совокупность мифов, в которых отражаются представления того, или иного народа о происходящем вокруг них, о верованиях, ритуалах, об отношении к ним. О людях и, конечно, героях среди людей. Из всего этого следует, что люди, на которых смотрят сквозь призму колоды Таро Гномов ли, другой ли какой колоды Таро – это ожившие архетипы.
Что будет, если убрать из этой колоды мифологию? Останется система. Точно также, если из карт всех колод изъять мифологическую составляющую, принадлежность к предсказательному инструменту будет основываться на системе, в рамках которой существуют некие незыблемые константы, порядок «ключей», как кодов, из которых складывается ответ предсказателя.
Получается, что если изъять мифологию из системы Таро, то и предсказания будут одинаковы просто потому, что ответы будут основаны на системных значениях карт. Объединение одних и тех же карт в раскладе будет составлять некое уравнение, решение которого, как ни крути, за рамки все той же системы выходить не должно.
Одинаковое предсказание, на самом деле выглядит не как одинаковый по смыслу ответ на заданный вопрос, но, как по смыслу равнозначная интерпретация. Однако только в том случае, если интерпретаторы, в принципе рассуждают, основываясь на близких пониманиях одного и того же события.
К примеру, вот расклад, сделанный на колоде Таро Гномов. Вопрос: Что между Х и Имярек?
Интерпретация трехкарточного расклада, например, такого: 1. Х в отношениях; 2. Имярек в отношениях; 3. Что между ними;
1. 3 Мечей
2. 8 Кубков
3. Дьявол
Честно говоря, взглянув на выпавшие карты, первая мысль у меня была «Надо же, впервые вижу, чтоб люди так упоенно друг друга и самих себя, главное, обманывали!»
Действительно, ведь, нелепица какая получается: С одной стороны, в гноме вышедшем, как Х в отношениях, мы видим 2-х персонажей, или же совершенно определенного характера отношения. Например, альтруиста и «тётю Сару» эдакую. Альтруистом гнома, разрезающего мечом плащ можно назвать потому, что он явно делится своим собственным, возможно, очень нужным ему.
Но, ровно в той же степени вероятности, эту «парочку» - гномов на картинке карты 3 Мечей, можно понять и иначе.
С одной стороны, красный цвет, в который окрашен тот самый плащ на картинке, в большинстве интерпретаций цветов соответствует страсти. На языке цвета, красный – это любовь, страсть, секс. А также кровь, жизнь. То есть, гном, тот, что с мечом, буквально делится силой, дарует жизнь, короче говоря, выступает в роли спасителя.
Однако, как мы помним, речь идет об иудейской мифологии. А там, красный цвет связан ни с чем иным, как со Страшным Судом, грехами. И, невольно задашься вопросом, а не оттого ли дрожит сидящий на Земле гном, что гном стоящий, попросту хочет насильно разделить с ним свои грехи? Не одному тащить непосильный воз на Суд Страшный, а «зацепить» товарища?
А, что же Имярек? А у него 8 Кубков, но, счастье ли это? Да там же вообще-то ни о каких страстях речь не идёт! Почему такая карта?
Например, потому что Имярек прекрасно осведомлён о душевных метаниях Х. И добровольно участвует в этой игре. Его устраивает, что Х заманила его в свои «сети» и, что через отношения с ним, пытается разобраться со своим «внутренним чудовищем».
Он спокойно дозирует все свои и её чувства, умеет распределить, кому из них какую дозу тех, или иных чувств сейчас надо. Он – оплот спокойствия в отношениях.
Смотрите, какая разная получается картина, если мы интерпретируем 3 Мечей, как гнома альтруиста и «тётю Сару», и если мы иначе расставим акценты и альтруистом представим сидящего на Земле гнома, а того, что с мечом, бесчинствующим захватчиком. Да, и в том, и в другом случае, определенные терзания для Х по этой карте присутствуют. Но, если в первом случае – она всё отдаёт во имя фальшивого нытья партнера, то, во втором случае, она, как раз берёт, что ей вздумается, буквально отрезая себе лакомые кусочки в отношениях силой.
Смотрим позицию 3. Она расставит все по местам. Наверное.
А там мы видим Дьявола. Спасибо, что пришел, называется!
Важно понимать, что Дьявол в иудаизме и Дьявол в христианстве – это два принципиально разных существа. Если в христианстве, этот персонаж проявляется, судя по Библейским текстам, как антагонист Бога, существует, будто помимо божественного промысла, то в иудаизме он вообще появляется, как следствие нарушения человеком гармонии божественной. То есть, как только человек теряет своё право находится с Богом в одной парадигме ценностей, проявляется гнев божественный и рождаются все демонические проявления, что теперь будут преследовать человеческое бытие до просветления.
По-сути, Дьявол явно не какое-то самостоятельное демоническое существо, но квинтэссенция всего дурного в самом человеке, проявление этого дурного.
В общем-то, если рассуждать о Дьяволе этой колоды в приведенном раскладе, то получается, что между Х и Имярек в отношениях проявляется все самое, так сказать, аморальное. Вылезают на поверхность негативные проявления характеров, страсти окрашиваются в тона мрачные, явно присутствует обман и даже агрессия. В общем, жуть, что!
Игра, в которой Дьявол погоняет тех, кто «попался» своим хлыстом.
Но, мы сделали расклад на Таро Гномов, где Дьяволу присвоено и собственное значение. «Сикен был подвергнут искушению Демона, но смог заглянуть внутрь себя: обман». Определённая отсылка к иудейскому трактованию дьявольского проявления. Ищи в себе – Дьявол, это ты сам, когда совершаешь не богоугодные поступки.
Таким образом, возвращаясь к двум персонажам исследуемых отношений, прослеживается следующая тенденция: Х жаждет получить от Имярек многое, но, будучи не слишком изощренным игроком, действует, то нахрапом, примитивной хитростью забирая у Имярек желаемое, то, наоборот, резко меняет своё амплуа в отношениях. Это новое амплуа заключается в борьбе с самой собой, мысленных терзаниях без повода, попытках найти чёрную кошку в тёмной комнате, когда её там в помине нет.
Имярек же, удивительно здраво видит эти отношения. Умеет отделять зёрна от плевел и, в общем-то, больше ориентирован на собственное реноме (что скажут о нём люди), нежели на партнёршу.
Резюме: Да, в отношениях, безусловно, на данный момент присутствует страсть. А также, и, в превалирующей степени, попытка партнёров разобраться с самими собою. Женщина (Х) разбирается, терзаясь и терзая партнера по поводу и без. Мужчина (Имярек) живёт, в этих отношениях, скорее чувствами. Но, чувствами к себе больше, чем к партнерше.
***
Но, что бы мы могли сказать об отношениях в этой паре, если бы сделали расклад на другой колоде? Например, на Vision Quest Tarot (кстати, любимой моей колоде для вопросов о взаимоотношениях людей).
Предположим, карты выпали бы такие же, как на Таро Гномов: 1. Х – 3 Воздуха (Мечи); 2. Имярек – 8 Воды (Кубки); 3. Отношения - Пыточный столб (Дьявол)
Женщина Х сомневается в отношениях. То, они кажутся ей перспективными и понятными, то – наоборот, видятся, в чём-то излишними, в чём-то сомнительными.
Мужчина Имярек держится изо всех сил. Постоянно подклеивает рассыпающиеся «чашки» отношений, как может сглаживает острые углы, растекается прозрачными Водами чувств, и прочее прочее. Но, радости подобное течение дел не рождает.
Сами по себе отношения, не более, чем жесткая проработка собственных комплексов и дурных помыслов. Мазохистское такое наказание, причем, как самих себя, так и друг друга.
Оригинальное описание значения карты «Пыточный столб» №XV гласит: «Если вы используете жизнь для удовлетворения бесконечных желаний собственного эго, вы крепко повисли на внутреннем столбе для пыток...»
Короткое описание по трем картам мудрой колоды с индейской мифологией в основе, не показывает, как в случае с колодой Гномов страстей в этих отношениях. Наоборот, здесь, если и присутствуют эмоции, то, скорее, на уровне скандалов и слез.
И, коль скоро, пыточный столб в этих отношениях обоюдный, и воздвигнут он был самими героями расклада, то разобраться они не могут в своих отношениях потому, что слишком сильно давлеет над ними общепринятая мораль. Мораль, принятые понятия об отношениях. По большому счету, ведь, как, чаще всего понимают отношения (особенно брачные) партнеры? «Уж лучше нам с известным злом мириться, чем бегством к неизвестному стремиться!»
Ужас.
***
Карты во всех позициях расклада те же: 3 Мечей - 8 Кубков - Дьявол
Но, не могу оставить страсти в покое, пока не разберусь. А что сказали бы карты колоды Универсальное Таро Уэйта? Классика из классик.
Итак: Сердце Х разрывается! Она вынуждена выбирать между решениями ума и желаниями сердца. Она – само сомнения, но, едва ли разрешимое. Три меча пронзают несчастное сердечко Х.
Имярек же, принимать участия в этих терзаниях не намерен. Морально, он уже совершил, пожалуй, «настоящий мужской поступок» и просто устранился. «Сама-сама-сама» - будто эхом разносится надо всем раскладом.
А, что же их вместе держит? А, Дьявол же!
Дьявол в этой колоде самый, что ни на есть классический Дьявол из христианской мифологии. Как уже было упомянуто выше, Дьявол в христианстве принципиально отличается по своим свойствам, от искусителя, соблазнителя порочного в мифологии христианской. И, если интерпретации Дьявола Таро Гномов и, его же в Таро Vision Quest сродны хотя бы в том, что все негативные проявления, корни имеют не где-то вовне, а в них самих. Загляни в себя, задай себе вопрос и ты услышишь ответ.
Интерпретация же Дьявола в контексте христианской мифологии – это происки извне. Это обман, фальш, подставы и каверзы!
В лучшем случае, гадатель скажет про Дьявола, появившегося в данном раскладе – «Но зато, между Х и Имярек есть страсть!»
Но, что-то подсказывает мне, что большинство гадателей так не сказали бы. Напротив, скорее упирали бы на то, что между партнерами в этих отношениях царит обман. Что переживания Х не напрасны, а Имярек, вообще-то, скорее всего, скоро уйдет. Или уже ушел, по крайней мере морально.
Итак, вот, видите, как меняются оттенки в интерпретациях, если взять разные, в особенности разные по мифологиям колоды? В первом случае (Таро Гномов) мы видели попытки разобраться, взаимопомощь, обоюдную страсть и, вцелом, не однозначные перспективы.
Во-втором случае (колода Vision Quest Tarot) налицо подверженность общепринятой морали. Радости нет – одни сомнения и мало перспектив.
В третьем случае (Универсальное Таро Уэйта) всё совсем печально. По большому счету, партнеры уже разошлись. Только отголоски совместного «парева» заставляют их, содрогаясь, вспоминать друг о друге.
Таким образом, три карты, но на трех разных колодах показывают, насколько важна для гадателя мифология и колоды, с которой он работает, и собственное (наработанное, как правило, с опытом) умение интерпретировать каждую карту, с учетом конкретной ситуации.
Примечание: Я специально взяла в качестве примера расклад, в котором фигурирует карта Дьявола. Потому что отношение к этой карте, как и к самому персонажу, сильно варьируется – от настоящего священного трепета/страха, до, порой, откровенно сальных интерпретаций.
Совет: Считаю, что тем гадателям, которым Дьявол «не люб» в связи с личным отношением к мифологии данного героя, всегда стоит выложить уточняющую карту к пятнадцатому старшему Аркану, и посмотреть, о чём же конкретно Дьявол говорит. О чём предупреждает.
Мифология, проявляющая себя на грани, как на границе миров – человеческого Земного и запредельного мира Бесконечности – не может быть интерпретирована, лишь с точки зрения одного из миров.