Гелла. Часть той силы.Гелла не появляется в финальной сцене. Не скачет в истинном обличии на коне, в свите Воланда, и не исчезает вместе с Мессиром, и всей свитой в вечном бытии. Она просто исчезает. Почему? Разобраться в этой таинственной (одной из) истории мне хотелось всегда, тем более Гелла единственная женщина в романе "Мастер и Маргарита", которая мне интересна. Последняя сцена, где появляется ведьма Гелла: "Кот выстрелил из обоих револьверов, после чего сейчас же взвизгнула Гелла, убитая сова упала с камина и разбитые часы остановились. Гелла, у которой одна рука была окровавлена, с воем вцепилась в шерсть коту, а он ей в ответ в волосы, и они, свившись в клубок, покатились по полу. Один из бокалов упал со стола и разбился. – Оттащите от меня взбесившуюся чертовку! – завывал кот, отбиваясь от Геллы, сидевшей на нем верхом. Дерущихся разняли. Коровьев подул на простреленный палец Геллы, и тот зажил. – Я не могу стрелять, когда под руку говорят! – кричал Бегемот и старался приладить на место выдранный у него на спине громадный клок шерсти. – Держу пари, – сказал Воланд, улыбаясь Маргарите, – что он проделал эту штуку нарочно. Он стреляет порядочно. Гелла с котом помирились, и в знак этого примирения они поцеловались. Достали из-под подушки карту, проверили. Ни одно очко, кроме того, что было прострелено Азазелло, не было затронуто."
Глава "Извлечение мастера" не последняя в романе, и едва ли является ключевой. Тем не менее, именно в ней Гелла появится в последний раз: "Не было и машины во дворе. Вернув Маргарите подарок Воланда, Азазелло распрощался с нею, спросил, удобно ли ей сидеть, а Гелла сочно расцеловалась с Маргаритой, кот приложился к ее руке, провожатые помахали руками безжизненно и неподвижно завалившемуся в угол сидения мастеру, махнули грачу и тотчас растаяли в воздухе, не считая нужным утруждать себя подъемом по лестнице. Грач зажег фары и выкатил в ворота мимо мертво спящего человека в подворотне. И огни большой черной машины пропали среди других огней на бессонной и шумной Садовой." Кем могла быть эта ведьма, о которой Дьявол говорит: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать». *** В принципе, с этого момента романа следует обращать пристальное внимание на постоянно ходящую обнажённой женщину. Она единственная имеет телесный контакт с Мессиром, растирает целебными мазями его колено. Однако нигде не указано, что Гелла является любовницей Дьявола, или в принципе отличается развратным нравом, обыкновенно приписываемым ведьмам. С членами же свиты Воланда у Геллы скорее панибратские взаимоотношения. Поскольку мастер, то есть Михаил Афанасьевич не посвятил читателя, которого воистину демонически позвал за собой ("за мной, читатель!") в дальнейшие истории судеб своих рыцарей и Геллы, читателю остаётся только фантазировать. Если отмотать историю назад, к реалиям романа, то мы окажемся во времени, когда любая женщина решившаяся на альтернативное бытие, и вместо суровых правил реального мира пустившаяся в путешествие в мир инферно, оказалась бы в одном из двух амплуа, кстати, обозначенных в романе. Первое - непосредственно Маргарита. Земной путь этой героини, помимо чудесного обстоятельства столкновения с высшей силой, описан довольно подробно, и примерно так мог бы выглядеть (да частенько и выглядит) в череде хотя бы приблизительно подобных коллизий. По большому счёту, если адаптировать эту историю на современные реалии, путь героини Маргариты мало чем отличается от судеб многих жён статусных, материально обеспеченных, и нелюбимых мужчин - дело лишь в деталях. Скучающие жёны нелюбимых мужей, в особенности если они хороши собой, склонны предаваться романтическим фантазиям. Влюблённость в нищего художника, в современных реалиях для "Маргариты" была бы не менее захватывающая и опасна, а контроль, фигурально описанный в романе, в жизни воплощают охранники, и прочие дополнительные "руки" вечно занятого супруга. Второе же амплуа, это, вы удивитесь, Аннушка! Разлившая масло местная полусумасшедшая, глупая, вороватая Аннушка, тем не менее, появляющаяся в романе в одной из последних сцен "Извлечение мастера", как ни странно, также является одним из значимых женских типажей. У неё, как можно заметить по сюжету, довольно своеобразно выраженные функции проводника демонических задач. Причём, в некотором смысле, становящихся задачами для самих демонов, что, безусловно, не случайно. Когда Аннушка разливает масло - это становится предоставлением условий для полного и детального воплощения пророчества Мессира. Когда подбирает оброненную подковку на лестнице, именно ей выпадает миссия своим примером донести до не до конца понявших смысл краткого вояжа Воланда в один из вечных городов Земли - Москву людей. А именно, двойственность его природы, неоднозначность - всегда во всём - его проявлений. Неслучайно Аннушка просыпается ни свет не заря, слишком рано встаёт, лишь для того, чтобы вовремя выглянуть на лестницу, застать финальные "аккорды", и найти подковку, которую сейчас же придётся вернуть. Зачем эта сцена? А затем, чтобы а)явны были значимые, и проходные элементы на бесконечной шахматной доске бытия; б)донести, наконец, благодарность Мессиру и его слугам за науку, принесённую в этот город. За знаки, и, как показывает время, во многом пророческие знамения, поданные им. Потому и кричит Аннушка - омороченная местная дурочка, безвольная лярва: "– Мерси! Мерси! Мерси! – а иностранца уже давно не было." *** Итак, два женских персонажа - два амплуа, кроме главной героини Маргариты, имевших контакт с так называемой "нечистой" (сами бы помылись, умники!) силой. И только одну из них, Геллу принято считать ведьмой. Но является ли она таковой? И какие ещё возможны варианты смысла этого персонажа? Я нашла удивительную, занимательную статью на эту тему. Вот, прилагаю (указание на автора в конце выделенного текста): «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать», – так Воланд представляет Маргарите девицу, отличающуюся «безукоризненным сложением», чью красоту, однако, портит уродливый шрам на шее. Конечно же, в этих словах Воланда (как и во многих других характеристиках, которые Булгаков вкладывает в уста своих персонажей) присутствует мрачная ирония, если только мы не захотим поверить в его добродушную снисходительность к подчинённым. Гел (Hel), Гела (Hela) или Гелла (Hella), дочь злого демона Локи и великанши Ангрбоды, на самом деле известна своей медлительностью, которую она унаследовала от отца (в скандинавском пантеоне Локи соответствует планета Сатурн). Её лик во многом подобен луне: при том, что у этой богини загробного мира всегда есть незримая тёмная сторона, внешне она бывает ослепительной красавицей, леденящим кровь страшилищем, а чаще всего, и тем, и другим одновременно: иногда её уродует шрам, иногда у неё изувечена половина лица, иногда она предстаёт наполовину истлевшей (этот последний образ, несомненно очень хорошо запечатлелся в памяти финдиректора театра «Варьете» Римского и его администратора Варенухи, ибо именно такой они видели Геллу в ночь с четверга на пятницу). Мрачная медлительность Геллы передалась даже её собственным слугам, которых зовут Ганглати и Ганглот, что значит «запоздалые». *** Не знаю, как вам, а мне показалось довольно занятным данное исследование, хотя не совсем согласна с уместностью объединения различных мифологий в и без того перенасыщенном мистическими аллегориями романе. Но всё же, хотелось бы продолжить тему Геллы, и фантазий о ней. Я не случайно упомянула вероятные реалии времени описываемых в романе московских событий. Если в романе все женские персонажи, в какой-то мере соприкоснувшиеся с дьявольской силой, либо так ничего и не понимают, и фактически плохо заканчивают (например, Аннушка, я полагаю, всё же окончательно рехнулась), либо выполняют свою миссию до конца, то что бы могло происходить с реальными женщинами, в реальной Москве, допустим, современной, встреть они дьявольскую силу сегодня?
Так называемые шизотипические расстройства, или попросту шизофрения, о которой, кстати, упоминается в романе, имеет такое направление, как паранойяльное расстройство личности. В рамках этого специфического нарушения, людьми овладевают мистические идеи, галлюцинации, связанные с видениями инфернального толка, в том числе, Дьявола. Кроме того, при подобных нарушениях, или скорее "нарушениях" - в кавычках, ибо степень так называемой нормальности здесь определить невозможно, у людей могут проявляться фактические сверхспособности: такие, как пророчествования, влияние на события, предметы, и других людей силой мысли, умение обращаться с различными природными элементами и артефактами, для достижения с их помощью своих целей. А также, способность понимать животных, и общаться с животными при помощи только им понятных языков и знаков. Эти способности и указываются в связи с Геллой, как ведьмой - контактёром, в её оригинальных отношениях с котом Бегемотом. Целительстве, или попросту ведьмовспоможении при помощи трав, и некоторых других деталей. Таким образом, рисуется образ типичной ведьмы, или женщины, обладающей определёнными магическими способностями. При упомянутых расстройствах психики нередки случаи самоубийств - и сей печальный факт в большинстве случаев связан не со сложностями бытия, но с приказами - руководством над человеком неких потусторонних сил. Так называемые "голоса", или невесть откуда слышимые слова, присущие шизофрении, как раз об этом. Современная Гелла - в обывательском смысле ведьма, это женщина, живущая про противоречащим земным реалиям правилам, чаще всего, не находящая ни понимания, ни приятия в обществе. В особенности, так было в недалёком прошлом, когда не только колдовство, но и религия, по сути, была вне закона. Фактически, это извечная тема самоидентификации человека с обществом, в котором ему довелось существовать. И эта же тема имеет множество ответвлений - распространяясь и на вопросы безумия, как отсутствия корреляции личности с обществом, и вынужденной эмиграции не принятых обществом людей, и вопросы крови, которая тасуется так причудливо. Так что, неудивительно, что женщина имеющая видимые лишь ей контакты с потусторонней силой, могла бы покончить с собой - от безвыходности и страха, либо подчиняясь приказу высшей силы. Гелла - это унифицированный образ "необычных - обычных" людей, не умеющих отбросить, как мешающее и не нужное свою индивидуальность. Не отказавшихся от своих способностей, присутствующих в них, и требующих всего лишь стимула для проявления. Эта тема коррелирует с вечной темой - чем являются так называемые аномальные способности, и являются ли они действительно аномальными, или это божественный дар? Или же любые превышающие среднестатистические показатели возможности, есть только следствие обучения, и научных факторов? Поскольку доказать, или опровергнуть существование высшей божественной, а также демонической силы невозможно, вопрос остаётся, и оказывается условно будто между мирами. Как и люди, оказавшиеся в его гибких паранормальных рамках. *** Булгаков был не только мистиком, но и большим интеллектуалом, имевшим разносторонние знания. При скрупулезном изучении иносказательных образов, созданных автором в его произведениях, как правило, обнаруживаются подсказки, откуда они могут быть почерпнуты. Гелла, и её знаменитый шрам, это прямая подсказка. Шрам на шее, или странгуляционная полоса на шее является признаком удушения удавкой, и даёт возможность предположить факт самоубийства (или его попытки), совершённого этой женщиной. Возможно также и убийство через повешенье, или казнь. В 1735 г. в Великобритании был принят закон о колдовстве, за которое полагалась казнь через повешенье. Но поскольку таковой закон, по сути, только подтверждал вероятность и реальность колдовства, были приняты поправки, согласно которым, преступным стало считаться не колдовство, как таковое, но мракобесная вера в само его существование. Фактически с подобной темы начинается и роман "Мастер и Маргарита". В первой же сцене на Патриарших, в разговоре Берлиоза с Бездомным: "Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф." Тема фактического не существования, продолжается и далее, как вопрос бытия и небытия. Итак, возможно, Гелла была одной из салемских ведьм, повешенных за причастность к колдовству, но, как причудливо тасуется кровь! - Гелла может быть и конкретной фигурой, и собирательным образом женщины с магическими способностями, ставшей жертвой несвоевременности, и не принявшего её мира. Явившись на призыв, всегда слышимый ведьмами, она верно служила, выполненяя задания Мессира. Но нужна ли она Дьяволу в его дальнейшем путешествии? Конечно, нет, ибо у него и без того много рук. Могла ли Гелла получить оплату за свою работу, или прощение, путём искупления? Вероятно, не было у неё ни таких целей, ни возможностей. Душа Геллы, душа этой, и многих других ведьм, колдунов, блуждающих в видениях и снах ведунов не интересны Дьяволу. Ему не нужно их соблазнять, обеспечивая благами, ибо они и так ему принадлежат. Одаривать, как жизнью, так и смертью имеет смысл свободные души. Тему свободы, кстати, автор подчёркивает особо: в одном из ключевых эпизодов, мастер выкрикивает Понтию Пилату именно это слово - "свободен!" Гелла земная женщина. Земная, живая или мёртвая женщина своего времени. Она не возносится, и не уходит на веки вечные в бездну, но остаётся на Земле, как в час тех событий, так и сей час.
|
|