Интересно, что в сознании людей легко уложилась ассоциация сказочного персонажа Снежной королевы с Королевой Мечей Таро. Казалось бы, снег – это Вода, масть Мечей Воздух. Сколько тематических рисунков существует, сколько недвусмысленных описаний королевы Мечей, в которых проводятся параллели со сказочной Снежной королевой. В колоде Таро Андерсена, например, королева Мечей представлена сказкой Снежная Королева. Есть, правда, Таро Сказок Карен Махони, где эта сказка представляет старший Аркан Колесница. И, пожалуй, именно в этом случае автор колоды предлагает более широкий диапазон значений для интерпретирования Аркана. Ведь, помимо "холодной" королевы, в сказке действуют ещё множество интереснейших пресонажей.
По большому счёту, сам принцип соответствия масти Мечей со льдом не самый очевидный. Самостоятельный Огонь – масть Жезлов. Самостоятельная Вода – масть Кубков. Земля, как самостоятельная стихия соответствующая Пентаклям. Так в чём же повинен Воздух? Почему именно эта стихия должна/может быть представлена в некоторых колодах, как одна из производных Воды? Из-за острых колюще-режущих «орудий» - осколков льда? Но, не логичнее ли было бы представить в сказочного типа колодах королеву масти Мечей сказкой «Стеклянная гора», например? Или, «Белоснежкой»?
Со «Стеклянной горой» более менее понятно. В одном из вариантов этой сказки, королевская дочь сидящая на вершине горы не была самостоятельным персонажем, и, по большому счёту, никаких ни королевских, ни именно «мечово» королевских качеств не проявляла. В другом же варианте той же сказки (вероятнее всего, именно она и является оригинальной историей от Братьев Гримм), королевна стеклянной горы повела себя, как раз, как и подобает королева Мечей Таро. И хитро, и умно, и жестоко, и с выгодой для себя.
Это всё к тому, что как королевой Мечей дева, чья судьба оказывается во власти льда быть может, но, для полного погружения в образ, скажем так, одной формальной принадлежности к королевскому рангу мало. Королева Таро – это не корона, и прочие атрибуты. Это, прежде всего, особенные качества, многие оттенки, противоречия, и незыблемые константы.
Что же видно в Снежной королеве? Кроме окружающего её белоснежного (без иных оттенков) царства, ледяного, а, значит, отражающего и множащего самоё себя, как зеркало, она не видит ничего. Она – вещь в себе. Возможности этой королевы могут быть сколь угодно велики, но, не выпуская себя за собственные рамки – ограничения, Снежная королева и мыслит лишь знакомыми ей из ледяных отражений категориями. Неудивительно, что похитив Кая, она заперла его в своём мире, а не сыграла свою историю вторгнувшись на его территорию. Нет, Снежной королеве слишком дороги её застывшие воды. Слёзы, быть может, воздвигшие ледяные стены её дворца.
Королева Мечей иная. Её природа воздушная, а потому, способна и на полёт, и на слияние – растворение – объединение с иными веществами. В ней есть жизнь, и она, в противовес Снежной королеве полна полутонов и контрастов.
Единственное, что может служить прямой связкой между персонажем Снежной королевы и королевой стихии Воздух – это одна цитата из сказки:
« ... Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед его треснул на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире».
Но, переведём описание ледяных дворцовых покоев Снежной королевы со сказочного образного языка на язык человеческий, допустим, логический. Картина вырисовывается следующая: Замерзшее озеро – застывшие чувства, подавленные эмоции, сдерживаемые, не в силах пролиться слёзы. Ледяная гладь треснула на множество кусочков – прямой эмоциональный символ «разбитого сердца». В описании также сказано, что ледяные трещины были ровные, и на диво правильные. Это ли не намёк на логику сумасшедшего? Положим, шизофреника. Известно, что разум так называемых “с ума сошедших” людей крайне изобретателен, и способен оперировать не только привычными “здоровым” людям величинами, но и элементами сновидений, и видений, и ощущений. Треснувший лёд озера напоминает о schizo и phren (от греч.) schizo — расщепляю и phren — ум, разум). Шизофрения.
Для системы Таро было бы слишком примитивно, если бы архетипом всякой Королевы Мечей Таро оказывалась больная шизофренией личность.
Ближе всего к характерным проявлениям королевы Мечей в сказочном описании иная деталь. Снежная королева восседала на троне посреди ледяного озера “когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире». Эта уверенность, что её мнение самое верное, и её правда единственно верная – вот она, логика классической королевы Мечей. И всё. И больше, в общем-то, настолько точных деталей указывающих на неё, как на воздушную правительницу и нет, потому что все прочие её проявления могли бы быть присущи королевам других мастей.
Коль скоро лёд не самостоятельная стихия, а Вода в особом состоянии, масть Мечей нельзя считать соответствующей льду. Но, быть может, характер и проявления другой героини сказки Снежная королева могут соответствовать королеве стихии Воздух в большей мере?
Если абстрагироваться от принятого ассоциирования, то, например, Королева Мечей отнюдь не обязательно должна быть именно ледяной королевой. Это может быть Герда!
Вспомните, как вела себя юная героиня на протяжении всей истории. Решиться покинуть привычный мир не стерпев несправедливой разлуки. Отправиться спасать. Преодолевать трудности. Быть стойкой, и сохранять силу духа сталкиваясь с различными обстоятельствами. Раз приняв решение, не сойти с прямого пути, а, достигнув цели, обрести самой, и помочь любимому вновь обрести потерянную (преданную) веру – ещё одно проявление стихии Воздух. Помните слова из псалма?
«Розы цветут... Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа”
Думается, как раз на такие поступки способна истинная королева масти Мечей.