Тринадцатый век... Как много в этом слове для сердца ведьмина слилось. Как много в нём отозвалось... Ой, как много...
Нет, не с колдовской тематики начну я данную статью, а с экономической.
"В связи с развитием средиземноморской торговли и появлением торговой буржуазии в южной Франции и северной Италии началось направленное против церкви движение." И понеслось...
Возникло такое народное движение, как катары, руководимое торговой буржуазией. Опиралось оно на крестьян и ремесленников. Движение не только показало разумную голову, но и смело ощерило пасть, и церковь, чьё финансовое и статусное благополучие подверглось серьёзному риску, естественно, назвала их еретиками.
Еретик в ту пору являлся не много не мало, а государственным преступников. Вольнодумцем и фактически хулиганом, подвергающим поруганию государственные каноны и законы. Посему, за поддержкой и кажущимся единомыслием государственной и церковной властей дело не стало.
Процесс разложения феодального и натурального хозяйства тем не менее продолжался; народное недовольство усиливалось, крепла торговая буржуазия, учащались ее столкновения церковью, и противоречия общественной жизни выливались в форму религиозного брожения.
Наряду с катарством, постепенно сходившим на нет, появляется близкое ему по духу движение вальденцев.
В XIII веке вальденство представляло серьёзную опасность для церкви. Тем более, что Крестовые походы ускоряли темп общественной жизни - суть развитие - что привело к появлению инквизиции.
Как выше было сказано, колдовство изначально не приравнивалось к ереси и в сферу "интереса" инквизиции не входило, чему сохранились документальные свидетельства.
Однако постепенно, (видимо, когда церковь совсем отчаялась), между ересью и колдовством таки был поставлен судьбоносный знак "равно". И уже в первой половине XIII века против катаров и вальденцев, постоянно преследуемых и жестоко караемых, и, естественно, вынужденных совершать свои религиозные обряды тайком, часто в ночное время, было выдвинуто обвинение в устройстве "синагоги сатаны".
Именно с этого момента можно вести неофициальную, естественно, летопись "обезбоживания" иудаизма в обывательском сознании, которому на протяжении многих веков, не прямо, но исподволь внушали ненависть к религии, храмом которой является синагога.
Кому из истинных вольнодумцев XIII века пришло в голову так наименовать место "посрамления веры", как они называли "синагогу сатаны" - кануло в пучину времени, оставив свой дурно пахнущий след, тем не менее.
В те же смутные времена возникло такое обобщающее понятие, как "ведовство", включающее в себя свободомыслие, то есть вящие деятельные сомнения катаров и вальденцев, и колдовство. Фактически, мы можем считать XIII век временем массового помешательства на религиозной почве, поддерживаемого на уровне государственной власти.
Одним из наиболее "горячих" вопросов, занимавших умы церковников и инквизиторов, судя по свидетельствам тех лет, являлся крайне актуальный аспект: может ли человек летать.
Более того, речь даже не идёт в перевоплощении человеческого существа, например, в птицу. Нет, рассматривается возможность совместного полёта людей с языческими Богинями - Дианой, Иродиадой, а также с помощью диких и домашних животных. Однако и это не предел.
Цезарий Гейстербахский (ок.1220 г.), рассказывает, как "... в Гассельте одна женщина вылетела задом из бочки, крикнув "Вот я из власти Бога передаю себя во власть Дьявола".
А далее, описывается, как женщина та носилась по небу над лесами и горами.
***
То есть, мы теперь, надеюсь, со всей очевидностью понимаем, насколько бредовыми являются, как обвинения, так и сами описания якобы фактов якобы еретических (преступных) событий. Сейчас мы можем громко посмеяться над всеми ними, однако во времена оны было не до смеха - за это всё пытали и казнили.
В определённый момент, начались разговоры о массовости такого явления, как человеческие, (преимущественно женские) полёты. И тогда же, "... для уловления этих преступников (инквизиция) разбросала по многим странам настоящую сеть инквизиционных трибуналов".
И смех, и грех, как говорится. Буквально давеча читала заметку об одной лекции на тему романа Булгакова "Мастер и Маргарита", в которой автор всячески пытается доказать теорию совершеннейшей и единственно политической подоплеки произведения. А вот вам, сударь, "седьмое доказательство" Вашей неправоты, пожалуйте! Уж наверняка Михаил Афанасьевич в своё время ознакомился с книгой Я.Шпренгера и Г.Крамера. Прямая параллель с этими параноидальными инквизиторскими преследованиями прочитывается в главе упомянутого романа. "Конец квартиры №50" — это практически то же помешательство, зиждущееся на страхе самих инкви..., ой, т.е. следователей и всего "аппарата".
Собрания слетающихся для своих "преступных" встреч колдовских элементов, как известно, получили название "шабаш". Вполне вероятно, что, допустив параллель с синагогой, была проведена и параллель со священным днём шаббата (или шабата).
***
Итак. Исходя из описанного, становится очевидно, что ведьмовство, колдовство и магия в целом, не являлись первопричиной гонений на представителей сего. Как таковые "религиозные гонения" здесь вообще не при чём.
Вольнодумство и сомнения — вот страшнейший враг любой власти во все времена. Поэтому, когда сегодня реле народного внимания активно переключается на религиозную стезю, важно вспомнить, если не историю мировых религий, то хотя бы "сказочки" о колдунах и поганых ведьмах.
В тексте использованы цитаты из произведения "Молот ведьм" (Я.Шпренгер, Г.Крамер)
картинка из интернета.