О постановочных боях, или военных турнирах известно исстари, а примерно с 12 в. в преданиях упоминаются рыцарские турниры. Конечно, это не одно и то же, и обнаружить фактические отличия сложно, так как мало какие старинные летописи отличаются достаточными подробностями. Кроме того, существует множество современных исследований, претенциозно указывающих на конкретные места, названия, даты, и персоналий, при которых происходили те, или иные события, на основании которых теперь приходится бродить в фактической истории. Например, о рыцарских турнирах якобы существует предание, указывающее на место их происхождения - во французской области Турень. Или, чуть более подробно, о них упоминается около 12 в. (1125 г.), как о происходивших в области между Луарой и Шельдой (видимо, тот самый Турень).
Историки предполагают, что рыцарские турниры были призваны решать социальные проблемы, возникающие в определённых кругах. А именно, проблемы наследства. Среди родовитых, но не сказочно богатых родов было принято оставлять наследство старшим сыновьям - это такой лёгкий реверанс внутренней королевской дипломатии, видимо, которую частично мы можем наблюдать и сейчас (в истории королевской семьи Великобритании). Таким образом, финансовый вопрос становился проблемой младших детей. Зарабатывать приходилось самостоятельно, а способов это сделать, причём на том уровне, планку которого установил сам факт рождения, всегда было непросто, и рыцарские турниры - адаптивные практики, приближённые к принципу военных игр, становятся выходом.
***
Любой факт имеет свой источник, и есть множество аспектов, помимо интуитивных, опираясь на которые всё же становится возможно узнавать факты, и сопоставлять события. Кроме того, среди этих аспектов встречаются и детали, узнаваемые в фактических сохранившихся свидетельствах былых времён - книгах, предметах быта, картах Таро...
Вот о Таро и скажу, как о возможном следствии рыцарских турниров, или истории рыцарства, как части политической структуры, в принципе.
Прежде всего, следует отметить места наиболее активных рыцарских организаций. Это Франция и Англия, в Средние века находившиеся в состоянии перманентных войн, как между друг другом, так и с иными странами. Крестовые походы, или паломничества во имя веры, предпринимаемые рыцарями, фактически были военными набегами, частью военных кампаний, и не надо воротить носики от реальности: власть, и влияние церкви, хоть и были довольно сильны в те времена, однако объективные причины - уровень образованности, и материальный уровень жизни населения, подталкивал на борьбу не с божественным именем на устах, но с думами о маммоне. Впрочем, в этом отличий от современности мало, сейчас, принципы практически те же.
Однако в старинные времена, внимание к абсолютно неведомой сфере психологии было намного выше, чем ныне. Увеселительным событиям, праздникам придавалось большое значение, и за них, можно сказать, состязались властные структуры правительств и церкви. Понятно, что приурочивание празднеств к каким-то фактам внутренних событий - знаменательным датам, и особенно, победам, лакомый кусок. Однако до полного объединения веховых дат пройдёт много времени, а изначально, массовое объединение народа в праздничном действе было доступно всё же правительству, а не церковным институтам.
Так, те же рыцарские турниры, на которых выступали представители знатных родов, становились своего рода "смотринами", и играли важную роль в политической истории. На них решались, помимо частных историй отдельных рыцарей, также и серьёзные дипломатические вопросы, касающиеся взаимоотношения фамилий, и, естественно, материальные вопросы.
Таким образом, Крестовые походы - это таинство "за семью печатями", фактически обретало определённую популярность.
В 11 - 13 в.в., Крестовые походы, осуществлявшиеся по воле короля, поддерживалось только правительством, и то, далеко не стопроцентно, а в народе популярностью не пользовались, и скорее внушали страх. Ничего не изменилось, кстати, и поныне - свои "Крестовые походы" знает едва ли каждое поколение настоящего времени.
Церковь всё ещё имела достаточное влияние на массовое мнение, и поначалу активно протестовала против рыцарских турниров, объясняя это фактическим проявлением Семи Смертных грехов. Аристократия выступала против по политическим соображениям: турниры становились своего рода подменой реальных турниров - Крестовых походов.
На этом фоне, активно развивалась так называемая "рыцарская романтика", освещаемая в литературе. Рыцарские романы пользовались большой популярностью. Поклонники рыцарских романов героизировали рыцарей, и, таким образом, рыцарство, исподволь, на первый взгляд незаметно, но фактически становилось частью личностной психологии. Естественно, очень скоро романтизированная романная культура стала конкурировать с церковной пропагандой.
Широкое освещение турниров в рыцарских романах охватило толпу. Люди - поклонники рыцарских романов героизировали рыцарей.
Пропаганда церкви проигрывала, и власть решила сыграть ва-банк. По принципу "что не можешь уничтожить, надо возглавить", рыцарству, в его социально-бытовом проявлении, а именно, турнирам, стали придавать особое значение. Турниры стали обставляться пышно и богато, с подчёркнуто княжеским великолепием, и своего рода сверхидеей победоносного героического действа. В основе турниров лежал сюжет о спасении прекрасной дамы, за которую рыцарь сражался с неким злом.
И вот тут, интересный момент: в описаниях турниров с сюжетом, начинают встречаться символы, заметно связанные с Таро. Например, главный злодей, захвативший в плен даму, оказывается карликом, или вовсе безумцем. Старший Аркан Дурак. А в особенной игровой части турнира, погоне, и захвате "богатого наездника" - одного из участников турнира, передвигающегося на особенной повозке, читается символ Аркана Колесница.
***
Важным аспектом, на который и ныне непременно обращают внимание, является то, что описываемые в рыцарских романах турниры, как и сами рыцари, в общем-то, по принятым канонам не соответствуют представителям аристократии, и тем более, короля - помазанника божьего. Французская королевская династия Капетингов, например, рыцарей с их "играми" существенно прижимала, игнорируя, и запрещая, и делалось это с целью закрепить военный потенциал рыцарства за собой. Управлять. Однако английский король Иоанн Безземельный, ещё в 1215 г., в "Великой хартии вольностей", напротив, открыто защищает интересы рыцарей. А в 1194-м его брат Ричард Львиное Сердце ставит турниры под контроль. Плантагенеты вообще завладевают властью над турнирами личным участием, что вполне в духе характера этой фамилии, славившейся военными действиями, и боевым нравом. В позднее Средневековье, в 14 в. проходит множество турниров, и король Карл VI Безумный сам садится в седло, как Рыцарь. Кстати, Таро Карла VI появляется, согласно документам, уже в 1392 г.
Важно понимать, что сколько бы не героизировали, или, наоборот, демонизировали рыцарство, речь идёт, прежде всего, о молодых мужчинах, которым, как всем нормальным молодым людям, первостепенно важны несколько основных аспектов: секс, деньги, власть. Всё то, что рыцарство предлагает на сложных, но законных основаниях.
Поэтому, совсем не удивительно, что романтические романные представления о рыцарстве постепенно приобретают вполне телесные формы. Уже с XII века в романах появляются сюжеты о короле, организующем рыцарский турнир, для выбора супруга единственной дочери, которому отдаёт и дочь, и королевство. Тема передачи короны не сыну, и не дочери, а зятю, во многих вариациях прокручивается в фольклоре, и является также частью языческих летописаний.
С XIII в. турниры становятся своего рода демонстрационными явлениями с вполне эротическим подтекстом. Богатые дамы выбирают кавалеров, и порой женихов, как правило, из победителей. Тогда же, роль знатной дамы, и главного приза, на турнире играет... шлюха, на которой победитель и женится. Говорят, произошло это в 1281 — 1282 г.г. Однако, не суть. Главное, что в истории появляются женщины, и также они появляются в Таро - в разнообразных амплуа, от придворных Дам, до персонажей природных, и метафизических, как Умеренность, Солнце, Луна, Звезда.