Мы привыкли, что придворные в Таро безымянны. Ни имён, ни фамилий, ни их чётких черт история не сохранила. Нам поданы "портреты" с условными образами, будто из-за угла украдкой зарисованные шаржистом. Тем не менее, именно эти герои и героини означают характеры; диктуют каноны поведения иных, настоящих живых индивидов.
Позднее мантики услужливо подобрали подходящее определение "архетипы", и все с ним согласились. Однако поиски корней придворных черт не оставили, и то и дело, они возникают в интерпретациях. Придворные, как становится ясно при более подробном исследовании, чаще всего, действительно, исторические персонажи. Самые что ни на есть, настоящие. То есть, это люди, у которых были имена, лица, и целая прожитая жизнь, а потом, кто-то взял их всех, раздал каждому по масти, к статусу прилепил ещё каких-то "особых" значений, исходя из общей задумки своей игры, и отправил в вечность.
Этот "ужастик" напоминает вообще-то одну из серий "Американской истории ужасов", в которой герои старинных времён, по воле проклятия одной из старинных ведьм, попадают в современность. Совершенно не приспособленные к новому времени, они вынуждены переосмыслять и жизнь, и самих себя.
***
Если бы двор Таро на время ожил, и обрёл плоть, это были бы несчастные, и абсолютно потерянные существа, которые никак не могли бы применить свои знания и навыки к действительности, по крайней мере, мгновенно, без подготовки и тренировок, войти в контекст бы не сумели. Просто представьте на минуточку, что вы вдруг оказались веке в 11-м, где справа - пожары, слева мор, по центру войско врагов, а за спиной собственная рать, которой надо управлять. А, ну и языка вы не знаете.
Примерно с подобными условиями сталкиваются придворные Арканы в каждом раскладе на современные темы, создаваемом современными же гадателями. Максимум, что находится в арсенале каждого героя двора, это его номинал, и присущие ему значения; аутентичные для его/её времени и ранга характерные знания (например, рыцарь - воин-наездник, владеющий мечом, умеющий разжечь костёр - спор - город, и при этом, свято верующий, и дико боящийся демонов, господина (выше о статусу), и, главное, утраты чести). И вот, этот герой должен быть ответственен за вопрос, касающийся поведения соискателя на должность младшего менеджера на современном рынке труда, или решить вопросы с надоедой Лёвиком.
Что-то мне подсказывает, любой масти Рыцарь бы офигел, если бы в реальности - только представить себе эту сказочку а-ля "Хоттабыч" - он явился бы в это время, и действительно должен был бы дать ответ на подобные темы.
Это нереально. Нереально так же, как получить от Королевы Пентаклей чёткие указания, как распорядиться деньгами, или от Королевы Кубков, как растить детей. Более, чем "распоряжайся!", и "любя, заботливо, в сытости и неге расти" мы, современные люди, от них не услышим. И даже если бы придворные таки действительно заговорили, и мы бы чудом распознали старинные те языки, они бы не смогли ни понять, ни сказать - какой банк лучше, центральный, или на соседней с вами улице; и точно не знали бы, в какую школу лучше отдать любимое чадо, и, в принципе, возможно, не знала бы Королева, что такое эта самая "средняя школа", пока ей не объяснишь.
И так, примерно, во всём.
Но особенно обидно, конечно, с именами получилось. Вот, представьте: вы назвали дочь Машенька, а её взял замуж какой-нибудь условный "Смит", и сделал её Мэри. Хорошо, не кровавой, но Мэри.
Тут, где вы, она всё равно остаётся Машенькой, и говорит с вами по-русски. Но когда она со Смитом, и Мэри, она не сможет отвечать Смиту по-русски - он её не поймёт. Поэтому, Машенька - Мэри будет говорить по-смитовски, и ответы будут иными, нежели вам.
Это к тому, что колоды-то (Машеньки) одинаковы, что в России, например, что в Штатах, что в Папуа Новой Гвинее. Вот только ответы одних и тех же карт, одних и тех же колод разнятся, и сильно зависят от того, понимает ли их условный Смит.
***
В стародавние времена, когда колод было мало, а известно ещё меньше, и совсем почти никому, значения карт коррелировали с реалиями места, времени, и непосредственно событиями - так мантика бытовая и строилась. Сейчас всё происходит примерно так же, но важно понимать, что герои-то меняются, и все те персоны, что изначально были прообразами придворных, теперь играют всё меньшую роль, а то и вообще забыты, замещены современными, более аутентичными персонажами, и характерами. Таким образом, становится всё меньше понятно, в чём важность сохранения именно изначальных форм, в коих были представлены персонажи придворных, а также и старших Арканов.
Например, если в каких-то старинных колодах на герое придворного Аркана латы, а на даме определённого цвета и фасона платье, играет ли это какую-то роль при гадании сейчас?
Образы - портреты на придворных Арканах задают дополнительную загадку - распознать в лицах смутно знакомые черты исторических персонажей, или угадать по деталям сопутствующий сюжет, основу настроения карты. В костюмах, цвете тканей, украшениях и оружии заложены прямые указания. В более современных колодах, эти образы облекаются в абстрактные формы, понятные только при знании особенностей специфической культуры, или среды с которой они связаны.
Однако не все придворные Арканы выполнены в портретном жанре. Некоторые колоды обходятся вообще без изображения человеческих фигур и лиц, вместо них используя специфический символизм. Так, например, собственными особенностями отличаются короны, и костюмы правителей. Эту традицию, не исключая при этом и портретных изображений, задействуют и авторы старинных колод. В Таро Висконти-Сфорца у всех придворных есть свои "фишечки", по которым можно судить о свойствах характеров героев: в Жезлах - это перчатки, в Кубках причёски, в Мечах - латы, в Пентаклях чулки и узоры.
Современные колоды отличаются разнообразием изображения представителей придворного ряда. Персоналии могут варьироваться от выполненных в стиле реализма фигур мужчин и женщин, в аутентичных основному лейтмотиву колоды костюмах - это и рабочие, и медики, и разнообразные музыканты, тусовщики, представители различных субкультур, и даже монстры. В иных, более специфических колодах, придерживающихся старинных традиционных основ, вместо человеческих персон также могут быть использованы символы, как, например, в колоде Таро "Пятнашки Дурака", всех придворных представляют их основные символические значения.
Есть и более очевидные разночтения в истории Таро. Император в Таро Висконти-Сфорца изображён в сидячем положении, вполоборота, повёрнутым от себя влево. Марсельское Таро 17 в., авторства Нобле (считающейся наиболее ранней из "марсельских"), придерживается этого же расположения фигуры Императора, но изображён он уже вне трона - в стоячем положении. Уэйт "разворачивает" фигуру Императора, и вновь усаживает его в трон, теперь анфас. Кроули также не оставляет правителя в покое, и вновь немного разворачивает Императора, и тот уже смотрит вправо от себя. Трудно сказать, каких принципов придерживались создатели всех последующих колод, и по каким причинам Император изображается повернувшимся в ту или иную сторону, но вот про Таро "Пятнашки Дурака" могу сказать, что Император смотрит влево от себя - и вправо для зрителя, ибо это указание на взгляд вперёд - в будущее. Собственно, взгляд любого персонажа, и тем паче правителя, всегда указание на какое-то послание, всегда имеет особый смысл. Император, глядящий в будущее, демонстрирует истинно хозяйское, или метафорически отцовское заботливое отношение к потомкам, и судьбе самой земли, волею судьбы находящейся в его владении.
Или, рассмотрим пример старшего Аркана Звезда. Один из самых распространённых образов к Звезде в Таро, это обнажённая женщина на природном фоне, и всё изображение содержит лёгкий эротический контекст. Однако женская фигура на этом Аркане не всегда была обнажена. В Таро Висконти-Сфорца женщина облачена в платье и, судя по характерной позе - руке на животе - беременна. Уэйт вновь обнажает женщину, а женская фигура и место её нахождения на Аркане XVIIТаро Тота Кроули и вовсе почти лишена конкретики. И всё же, в этой абстракции куда больше точности значения этого Аркана, по его сути, ибо аллегорические формы передачи смысла, в принципе, довольно чётко скоординированы с принципами восприятия, в свою очередь, зависящими от контекста, и его символических кодов. Этот принцип близок к восприятию аутентичных форм культур разных народов, когда люди из одной местности, или принадлежащие к одной семье легче воспринимают, и понимают особенности друг друга, и сопутствующей культуры. Специфический символизм Аркана Звезда в Таро Висконти-Сфорца имеет заметные коннотации с ранними европейскими фольклорными особенностями, и они же достаются в наследство колодам более поздних периодов, но изменившиеся реалии времени вносят свои коррективы, и авторы более современных колод, а именно, с начала 20 в., опираются на более аутентичные своему времени смысловые ассоциации. Собственно, такого рода аутентичность времени, свойственна всем формам искусства, и особенно это становится заметно в начале каждого нового века - в живописи, литературе, а позднее, в кинематографе - по содержанию, но в большей мере по форме, можно судить об атмосфере, энергетике, и идеях, правящих во времени.
Художественное искусство в этом смысле является главным хроникёром, в реалистичных, или абстрактных формах передающим суть времени. Эти формы более откровенны, подчас даже несколько агрессивны, нарочиты, и, волне вероятно, конкретны - по крайней мере, для людей имеющих непосредственное отношение к специфике контекста. Это важно, т.к. подчёркивает само разделение на людей причастных, и сторонних - своих и чужих.
Вернёмся к канонам, как базовому принципу такой парадигмы, как дивинация. На каких принципах базируются правила практической работы с картами, и кто их создаёт правила? Те самые "свои" - допущенные к неким тайнам, в связи с причастностью к следствию времени - учению, или сторонние наблюдатели, самостоятельно, из разных источников получающие импульсы к созданию собственного образного ряда, постепенно становящегося структурой?
Может ли быть такое, что мантика - это симбиоз исследований, и изначальная основа, на самом деле, аналог имени, нужного лишь для определения явления.
Быть может, это и есть принцип Таро - формирование структуры из множества разрозненных типов восприятия безымянных фигур.