Козёл и Осёл.Среди колод этнического направления, особенное место занимают те, в которых значительную роль играет христианский эгрегор. Где символы православия не исключают аутентичные аспекты местных верований.
Одним из образчиков является про-викканская колода Teen Witch Tarot. Так называемая "традиционная" Викка - это западная религия "нео", основой которой является почитание природы. Праздники сезонов года и солнечных особых дней, животных и растений - их магическая сила - а также, что особенно важно, в викке содержится ценное руководство по приятию собственного возраста людьми. Буквально, жизнь человека в традиции разделяется на несколько возрастных периодов, каждому из которых соответствуют определённые возможности и ограничения.
Благодаря тесной связи с христианством, многие традиционные языческие символы перешли и в викканство, заняв, каждый свою нишу.
Например, среди викканских символов нередко можно встретить Козла, соответствующего определённым аспектам бытия. Также, одним из основных участников многих действ является Осёл.
В европейской магии традиционно считается, что символ тамплиеров Бафомет - это Козёл. Однако в викке, аллегорией Бафомета, символизирующего Дьявола, становится не Козёл, а Осёл. У многих возникают вопросы, почему так? В чём "провинился" Осёл, и почему, в таком случае, в той же колоде Юных Ведьм, Осёл появляется на старшем Аркане Солнце.
Если вдуматься, всё объяснимо. Козёл в викке, как и в большинстве языческих и шаманских колод, соотносится с плодородием. Помимо непосредственно финансового аспекта, с которым в магии принято соотносить такое явление природы, как плодородие, означает оно и сексуальность. Козёл в до-христианскую эпоху, покуда не превратился в "козла отпущения" и не стал "агнцем", был символом природы. Хозяйства и сытости, а соответственно благополучия.
Если уж где и уместен Козёл в Таро ориентированном на природную магию, так это в старшем Аркане Дьявол. Немедленно мы вспомним Рогатого Бога, творящего мир вместе с Богиней.
В старшем Аркане XV колоды Druid Craft Tarot, основанной на традициях верований друидов и также ориентированной на природу во всех её проявлениях, образ Рогатого Бога появляется перед спящими любовниками. Примечательно, что он же незримо присутствует на изображении другого старшего Аркана. VI, Влюблённые. Здесь, мы может угадать его присутствие в идентичности нарисованного ландшафта и фигурах обнажённых любовников.
***
В колоде Teen Witch Tarot, также неоднократно появляется рогатое существо, внешне напоминающее Козла.
Впервые, мы встречаем Козла в нулевом Аркане. "Дурак", где хрестоматийный "Козёл Билли" поднимается гору, вершина которой скрыта от глаз гадателя, а значит, цель не ясна. За его хвост уцепилась ведьмочка, в надежде что и ей "отсыплют" шального фарта.
Во второй раз, Козёл появляется в другом старшем Аркане. XV. И представляет Леонардо - Демона, одной из особенностей которого, является лик на заднице. Да да, традиция целования козлиного зада, известная как один из элементов сатанинских месс, соотносится с Леонардо напрямую. Личностные свойства этого Демона, как бы ни пытались "обелять" его все из себя возвышенные и "светлые" виккане, на самом деле, вполне себе идентичны проявлениям Сатаны, или всем христианам знакомого Дьявола.
В другой раз, Козла, а точнее "жену" его Козу, мы встретим в колоде Юных Ведьм на младшем Аркане 5 Вспышек (Flames). Самолюбование, самообман и, как следствие, отсутствие адекватных суждений.
Всё выше перечисленное, безусловно, может быть привязано к классическому пониманию так называемых "дьявольских проявлений". И стремление к неизведанным вершинам, не иначе как для того, чтобы поравняться с Всевышним, а то и занять его престол. И секс, и самовлюлённость. Однако чего-то явно не хватает.
А где же пресловутая хитрость? Где изощрённые искушения, похоть, алчность? Где, наконец, известнейший аспект всем "знакомого" Дьявола - обман?
Посмотрим-ка на Осла.
Фигура этого животного нам встретится в колоде Teen Witch в шести Арканах.
Старший Аркан Солнце. Неожиданно, неправда ли? Всё-таки Солнце, особенно в традициях свято чтущих природу священно. Однако именно в изображении к Аркану XIX мы встречаем Осла, к тому же, явно крайне непослушного и упрямого.
Не могу не вспомнить нашего "родного" Дьявола Воланда, чья бабушка, "поганая старушка" явно была язычницей.
Рассмотрим три младших Аркана: 4 и 9 Котлов и 6 Вспышек.
В первом, Осёл стоит подле стола с пирующими ведьмами и держит на спине поднос с напитками.
Ха! Попробовали бы не пустить на "званый ужин" главного соглядатая всех возлияний. Должен же кто-то добавлять "каплю дёгтя" (читай "яда").
В младшем Аркане 9 Котлов, дьявольская сущность Осла показывает ведьме "по чём фунт лиха". Сбрасывает с себя, непослушный Осёл, чтоб не повадно было. Рано, ведьма, рано радуешься. Не испила ещё свою чашу до дна.
Ну, а в младшем Аркане 6 Вспышек, мы увидим лишь часть головы Осла, услужливо протягивающего обнажённой ведьме "простофиле" красный колпак.
"Красная шапочка" :) Пора-пора, иди своей дорогой, ведьма. Пробудись страсть.
В двух придворных Арканах, представляющих Короля Мётел и Празднование Огней, (праздник Колеса года Ламмас), гадатель также встречает Ослов.
На празднике, у костра выплясывает пара, а два Ослика в нарядных веночках наблюдают за ними. А как же без пригляда? Бог и Богиня всегда сопровождают своих детей, а обличье принять они могут любое.
В Аркане Король Мётел мы наблюдаем сцену классической мессы - целование зада... Упс! Не Козла, а Осла. Потому что Козёл, как уже было сказано, для таких "игр" слишком положительный герой. Леонардо, пожалуй, передаст эту почётную миссию своему "второму лицу" - Ослу, который в равной мере наделит своих "поклонников" и удачами и разочарованиями. И верными решениями и ошибками.
Козёл в викканской традиции соответствует плодородию, Осёл - дьявольскому упрямству и своеволию. Объединившись, оба символа рождают такое неоднозначное, но и реальное явление бесконечности, как Дьявол.
Он многолик, и потому, следует быть очень осторожным, как принимая его дары, так и напарываясь на его "шипы".
|
|