От топота копыт...
Приступая к изучению придворных Арканов первое, на что обращаешь внимание – это позы изображённых человеческих фигур, и направления их взглядов. Последний элемент пришёл в мантику, как принято считать, из традиции Марсельского Таро. Движение, или статичное положение фигур, направления взглядов персонажей многое могут рассказать как о характере взаимоотношений придворных, так и о самом вопросе рассматриваемом в раскладе.
Рыцари Марсельского Таро (колода Николя Конвера, 1760) представляют самый деятельный аспект придворных Арканов.
Всего четверо наездников. Рыцари Кубков и Мечей изображены скачущими влево, символически направляя своих коней назад, а Рыцарь Монет уверенно правит коня вправо, вперёд. При этом один из наездников, Рыцарь Жезлов хоть и повёрнут влево, явно разворачивает коня в правую сторону.
Почему так? Что оставили в прошлом, что могут предложить, или что взять в прошедшем времени Рыцари двух мастей – Мечей и Кубков, и что несёт в мир Рыцарь Пентаклей, поворачиваясь направо, в будущее? Утратил ли уверенность Рыцарь Жезлов, на полпути разворачивающий коня, или, наоборот, обрёл понимание в какую сторону ему двигаться?
Рыцарь Пентаклей в этом ряду единственный, чья масть - символ пентакля, монета не объединена на изображении с его фигурой. Пентакль условно отчуждён от рыцаря, и изображается в «небе» словно подчёркивая, что финансовый аспект этого Аркана, да и самой масти не первичен.
А вот Рыцарь Кубков держит кубок в вытянутой вперёд руке, тем самым заявляя первичную природу всех своих действий. Влияние стихии Воды, масти Кубков на всякое проявление себя этого Рыцаря.
Посмотрим на характер представленных Рыцарями действий, и попробуем мысленно разыграть маленький спектакль. То, как проявляют себя персонажи на изображениях. Как они выглядят сами по себе и в соотношении друг с другом многое может сказать в раскладе о действиях и характерах людей представленных этими картами.
Рыцарь Пентаклей выглядит спокойным, медлительным и меланхоличным. Даже его конь вышагивает степенно, а не скачет во весь опор. Его «предложение» стабильность, постепенный рост материального достатка, движение в сторону увеличения, и неторопливое уверенное (и умеренное) приближение к цели.
А Рыцарь Кубков? Он, как и его конь выступает красиво, несколько театрально гарцуя и стараясь понравиться. Кубок Рыцарь держит в вытянутой руке.
Если мы будем рассматривать взаимоотношения двух Рыцарей, как короткий сюжет, можно представить себе предложение дружбы, или демонстрацию и оценку товара, например. Рыцарь Кубков предлагает – Рыцарь Пентаклей оценивает. «Товар» и «Купец», у каждого из которых свой характер и собственная выгода, свой резон и тайна «за душой».
Предложение дружбы, и оценка этого предложения, а также всякое действие в раскладе представленное Рыцарями различных мастей, всегда будет сопряжено с характером обусловленным мастью, и помножено на действие – движение, как центральное проявление «рыцарских» карт.
Посмотрим на двух других Рыцарей.
Рыцарь Жезлов, наездник на первой карте корпусом развёрнут назад, поэтому рассматривая направление движения его коня влево, как условное движение назад (в прошлое) получается, что и сам наездник – Рыцарь, и его конь как раз смотрят (оборачиваются) вперёд. Такое вот движение «назад в будущее».
В этом проявлении звучит теологический аспект. Соотношение с буквой Вав еврейского алфавита, свойство которой обращать время глагола из прошлого в будущее или наоборот.
* “В божественном служении еврея способность черпать из будущего в прошлое является секретом тешувы («раскаяния» и «возвращения к Богу») в любви.”
* http://www.toth.su/htm/22_bukvy_ivrita.htm
Рыцарь Мечей скачет влево, условно в обратную сторону. Быстрое его движение выражено положением ног коня.
Этот Рыцарь держит меч наготове, он явно полон решимости закрыть все вопросы в прошлом.
Но, продолжим рассматривать движение Рыцарей как мини-спектакль, площадное действо, такое распространённое в Средние века. Возможно, Рыцарь Мечей скачет следом за Рыцарем Жезлов, и тот оборачивается услышав оклик. Или, по аналогии с рыцарскими турнирами, Рыцарь Мечей атакует Рыцаря Пентаклей? Или скачет следом за Рыцарем Кубков, как ему и положено в соответствии с последовательностью мастей (Жезлы – Кубки – Мечи – Пентакли, YHWH)?
Характеры придворных персонажей обусловлены их стихийными соответствиями выраженными мастями. Стихии в Таро, по всей вероятности, связаны с алхимией. В соответствии с чем, каждая стихия характеризует темпераменты обусловливающие характеры персонажей и явлений, исходя из свойств алхимических элементов.
Также, например, цвета на изображениях Арканов Таро изначально содержат особый символизм, как стихийные соответствия элементов алхимических опытов. Эти же элементы, в свою очередь, определят и характер проявления тех, или иных мастей и Арканов.
***
Как режиссёр этого импровизированного «театра» Таро, предлагаю поменять декорации.
Декорацией в данном случае является колода, и следующий пример карт Двора рассмотрим на колоде «Универсальное Таро» А.Э.Уэйта.
Старший Аркан IX, Отшельник в этой колоде также, как и в Марсельском Таро, и большинстве других, «освещает» фонарём левую часть изображения, отвернувшись от условного будущего. Фигура Отшельника помещена в этой колоде в центр своей карты, и аскетичный холодный пейзаж вокруг него подчёркивает его отчуждение от мира.
Но, почему интроспекция Отшельника предполагает обязательное отчуждение, и поворот к прошлому? Ведь прошлое не вернуть.
Старец освещает воспоминания о пройденном пути. Отшельник несущий свет из будущего в прошлое, не даёт забыть истоки, давшие начало для возможности будущего. В этом прослеживается ярко выраженный религиозный аспект, ведь практически во всех мировых религиях и верованиях, принято почитание отца и матери; предков, давших жизнь роду; мудрости древних, заложившей основу настоящего времени.
Посмотрим же, как проявляют себя в колоде «Универсальное Таро» Арканы придворного ряда. Кто из придворных персонажей смотрит в одном направлении с Отшельником, и кого, чьи действия осветит фонарь старца Девятого старшего Аркана.
Семь придворных Арканов “смотрят” влево. Это: Королева Кубков и Паж Кубков; Паж Мечей и Рыцарь Мечей; Король Жезлов и Рыцарь Жезлов.
Восемь придворных Арканов повёрнуты в правую сторону: Король Кубков и Рыцарь Кубков; Паж Жезлов и Королева Жезлов; Королева Мечей;
Рыцарь Пентаклей, Король Пентаклей и Паж Пентаклей. Один Король Мечей смотрит прямо.
***
Семь и восемь. 78 Арканов Таро. Случайна ли такая синхрония? Едва ли, как неслучайны и детали на изображениях Арканов, как символичны подчас едва уловимые жесты, выражения лиц и взгляды персонажей. Все элементы в Таро несут свои особенные значения, благодаря которым, на протяжении столь продолжительного времени существует искусство и наука таромантика, постоянно пополняясь новыми значениями.
***
Персонаж Отшельника в импровизированном «спектакле» позволяет рассмотреть придворные Арканы в сюжете обусловленном самим старшим Арканом IX.
Если Отшельник погружён в себя, и основное его свойство интроспекция, то карты Двора, со своих сторон – слева и справа – задают тон общения. Это своего рода взаимосвязь прошлого и будущего со внутренним миром центрального персонажа.
Есть и доля юмора в подобном разделении придворных карт на «правых» и «левых». Нечто политическое, ибо политику без юмора читать невозможно. В таком случае, Король Мечей – единственный придворный Аркан, в это колоде сохраняющий ровное положение, и смотрящий прямо перед собой – это крайний радикал.
Итак, Отшельник отвернулся от будущего, освещаяя фонарём прошлое. В одном направлении с ним “смотрят” ещё семь Арканов.
Проективная геометрия Таро Уэйта выполнена в стиле реализма, что позволяет взглянуть на места действия Арканов колоды, как на полотно с сюжетными зарисовками.
Королева Кубков смотрит влево, в прошлое. Масть правит бал. В прошлом живут воспоминания о чувствах; остаётся молодость; любовь; важные ощущения; этапы формирования.
Там же, в условном “прошлом” располагается Аркан Король Кубков, но взгляд его направлен в будущее.
Можно составить картину, на которой Королева Кубков сидящая на берегу у кромки Воды, ждёт своего Короля находящегося в центре стихии.
Паж Кубков будто бы следует за матерью (Королева Кубков) к отцу (Король Кубков). Возможно, так выражается инфантильная попытка вернуться в детство.
Описанные черты характеров придворных персонажей – это чаще всего “штрихи к портрету” человека в раскладе на Таро.
Однако важно помнить, что придворные Арканы также представляют и характер действия. Любого явления, задач рассматриваемых раскладом.
А вот Рыцарь Мечей, явно рвётся решать проблемы в прошлом. Не боится взглянуть правде в глаза, вернувшись в прошлое. Неправда ли, “интроспективный взгляд” Отшельника обретает таким образом, несколько иной характер?
Будто прошлое догоняет героя Отшельника из будущего. Не даёт идти вперёд, не разобравшись с вопросами прошлого; не решив вопросы, возможно, проблемы; не закрыв тему безвозвратно ушедшего прошлого навсегда.
Ветреная природа Рыцаря Мечей формирующая характер его проявлений – это обратная сторона стихии Воздух, в Отшельнике проявленная размышлениями, воспоминаниями, душевными и духовными исканиями.
Деревья клонятся в противоположную движению Рыцаря Мечей сторону, подчёркивая его бесстрашное сопротивление ветрам.
Паж Мечей отворачивается от деятельного решения вопросов в будущем. Он изображён в статике, но его меч направлен вперёд. Так выражена попытка теоретически решить в будущем задачу прошлого.
Деревья клонятся в ту же сторону, куда направлен меч.
Королева Пентаклей истинная королева Земли. В обороте назад обращение к прошлому. Королева смотрит вниз, выражая благодарность Земле.
Король Жезлов смотрит Отшельнику в спину, будто провожая того в последний путь, в обратный путь к себе.
Неподалёку от трона Короля Жезлов стоит ящерица, этот маленький родич дракона.
Символическая синхрония с чёрной кошкой на Аркане Королевы Жезлов, находящейся по ту сторону, в “прошлом”. Королева лишь повернула голову вправо.
Возможно, она единственная кто может смотреть на свет фонаря Отшельника…
Рыцарь Жезлов - покоривший три вершины движется следом за Отшельником к “матери”, Королеве Жезлов.
Но нет ему попутного ветра. Недвижимы песчаные пирамиды.
Там, на стороне освещённой светом фонаря Отшельника Паж Жезлов.
Паж, как “привет" от прошлого в будущее.
“Привет” Рыцарю, к которому стремится всякий паж. Или – это воспоминание о прошлом, звучащее в настоящем и будущем.
***
Отшельник несёт свет, чтобы передать его и Королю Кубков, балансирующему между Водой и Воздухом - чувствами и разумом. Бездействуя - сидя на троне в шатком положении до тех пор, пока будет достигнута гармония.
Освещает Отшельник и путь Рыцарю Кубков, только готовящемуся переступить через чувства - Воду.
Свет фонаря проливается на Королеву и Пажа Жезлов, в прошлом ожидающих от Короля и Рыцаря свершений.
И Королеву Мечей.
Деревья на её карте склоняются в ту же сторону, в которую и на Аркане Рыцаря Мечей. Королева рукой указывает направление вперёд. Она не зовёт к себе, она гонит прочь и вперёд.
Оба они, и Рыцарь скачущий в сторону Королевы, и Королева указывающая в сторону Рыцаря солидарны в том, что двигаться надо вперёд, не забывая при этом о прошлом. Данности прошлого со временем могут измениться, о чём неоднократно предупреждают бабочки (символ трансформации) на троне Королевы Мечей.
Близость будущего к прошлому, как «старая жена» для Малыша из сказки «Карлсон, который живёт на крыше». Прошлое ждёт свершений в будущем, но ждёт от других, и ждёт пассивно.
Рыцарь Пентаклей также устремлён вперёд, в будущее.
Паж Пентаклей готов предлагать, но не действовать – всё впереди.
И, наконец, Король Пентаклей - часть Земли. Так, Земля равняется с Небом, ведь сидя на троне, Король Пентаклей смотрит на ту же Землю, на которую смотрит Королева Пентаклей.
Лишь один персонаж королевского Двора однозначен и прямолинеен.
На Аркане Король Мечей деревья статичны. Безветренно. Равновесие достигнуто.
***
Разложив перед собой все придворные Арканы, обращая внимание на такие детали, как направление ветра (деревья); башенки строений; окружающие пейзажи; ландшафт; взгляды друг на друга персонажей, можно увидеть мир единого королевства, в котором играют свои звёздные роли шестнадцать карт Двора Таро.
***
Зачем будущему оборачиваться назад, в прошлое? Окинуть взглядом пройденный путь? Познать древние знания?
Того что ушло не вернуть. Однако можно унести и сохранить частицу прошлого в себе. Беречь и превращать. Постоянно преобразовывать, чтобы с каждым новым рождением частицы вечности рождали новую старую жизнь, храня в себе геном Творцов.