В моменты жизни, когда все помыслы и чувства направлены на одну заветную цель - исполнение собственного желания, человек вспоминает о Боге. О высшей над ним силе, могущей помочь в осуществлении всего на свете. По сути, каковы бы ни были сии помыслы, на каком языке и в каких выражениях бы не звучали, они - молитва.
"Тора обязывает еврея молиться, т.е. обращаться со своими просьбами напрямую к Богу...
... Молитва "Амида" - является вторым (после Шма) центральным элементом Утреннего Богослужения. Эта молитва содержит просьбы к Богу (в отличие от Шма, являющейся, по сути, декларацией веры).
После выполнения первых трех молитв - "Праотцы", "Могущество", "Освящение Божественного имени" - следует приступать к последующим:
"Познание (Разум)"
Это переход от прославляющих Всевышнего первых трех молитв, к просьбам. Начинается с прославления: "Ты даешь человеку разум".
Разум (слово Даат (здесь переведено, как "разум") означает врожденное качество ума, данное Творцом человеку.
Бина (Мудрость) — это приобретаемая способность понимать. То есть, сама по себе молитва о разуме ведёт к возможности понимания, без которого, фактически невозможно и неправильно надеется на что-то большее.
***
Следующей молитвой будет "Раскаяние"
"Мудрость дана человеку, чтобы он раскаялся и делал добрые дела" (Брахот, 17а), поэтому просьба о раскаянии следует за просьбой о разуме.
Понятие "тшува" здесь переводится как "раскаяние". Оно очень емко, и включает в себя как признание своих ошибок и грехов, так и чувство раскаяния и сожаления, а также действия, направленные на исправление сделанного неправильно, и усилия, предпринятые для того, чтобы не повторить подобное в будущем.
Раскаяние происходит прежде Прощения. Действие прежде получения результатов. Всё логично и справедливо, даже и по человеческим меркам морали справедливо, и выглядит, как наглядная демонстрация взаимосвязанности мыслей/ощущений/событий.
***
Затем, идёт молитва о Прощении.
Именно она позволяет надеется, что Бог простит нас. Извинение ("слиха") может включать в себя какое-то наказание, поэтому мы произносим не только "извини", но и "прости" ("мехила") - т.е. отмени наказание, и не оставь даже воспоминания о наших злых умыслах и поступках.
В этой последовательности произнесения молитв, заметно сходство с гадательными практиками, например, на картах Таро, направленными как на диагностику вопроса, так и на фактическое решение загаданного. Магия Таро.
Три пункта известного расклада: голова/сердце/тело - что думает/чувствует/делает:
Обычно, актуальным оказывается аспект связи между уровнями "голова - сердце", здесь особенно часто наблюдаются разночтения. Например, он/она думает только хорошее (да и в принципе - думает о человеке), но на сердце не покой, грусть и т.д.
Но случается и так, что сугубо благоприятные значения Арканов в позициях голова/сердце не обеспечивают желаемый результат. Для того, чтобы разобраться, почему так происходит и что с этим делать, важно отследить аспекты раскаяния - прощения. Насколько хорошо были поняты уроки, осуществилось ли человеком раскаяние в ошибках своих, и было ли получено прощение, либо человек продолжает нести своё наказание.
То же самое, можно заметить и в соотношении с медитативной техникой работы с телом, направленной также на исполнение желаний. Три "уровня" (по телу): "я хочу", "мне нужно", "это происходит/я делаю".
По сути своей, молитвы предоставляют своего рода схему, действуя по которой, возможно творение, в первую очередь, своего внутреннего мира, включающего: понимание, покой, физическую благодать, и, как следствие, создание гармонии окружающего мира.
По следам книги "Сидур. Врата молитвы"