Выбор. Два Короля. Равные статусы - разная судьба.
"Два башмака, а какие разные судьбы..." *
Это, безусловно, положительный аспект, если выбор кандидата на "руку и сердце" стоит между двумя королями, ведь подразумевается, что оба они достойные персонажи. Обладают высоким статусом и большими возможностями. Однако несмотря на равный друг другу статус, Короли Таро обладают разными свойствами - нравом, склонностями, сопутствующими поведенческими характеристиками. Кроме того, практически во всех случаях, когда мы работаем с т.н. "фигурными картами", каждая из них подразумевает некую собственную историю. Легенду, миф, лежащий в основе создания Аркана.
На самом деле, мало кто знает наверняка, какая конкретно историческая личность в оригинале послужила прототипом того или иного придворного Аркана. Мистики былых времён весьма тщательно сохраняли свои "секретики". Жаль подчас, ибо биография героя могла бы указать на весьма важные аспекты.
Вообще, сигнификатор редко бывает сродни "должности". Определение сигнификатора для расклада на выбор может быть осуществлено различными способами. 1 - колода тасуется с запросом относительно загаданного персонажа, и достаётся один Аркан. 2 - сигнификатор определяется логически, с помощью известных характерных черт личности, соответствующих свойствам того или иного Аркана. 3 - бывают ситуации, когда карта сигнификатор определяется согласно тематике вопроса.
Однако чаще карту-сигнификатор не "назначают", а выбирает сама колода*.
В работе с Таро "Пятнашки Дурака", я рекомендую помнить о том, что в основе колоды лежит драматический литературный принцип прочтения. Это своего рода "роман в романе", тесное переплетение судеб реальных исторических персонажей, принадлежащих к разным временам и культурам. Таковой синкретический подход позволяет расширить границы восприятия и интерпретаций сложных жизненных перипетий.
Определяя сигнификаторы людей, на которых будет сделан расклад, прежде всего, ведём диалог с вопрошающим, (или анализируем самостоятельно, если расклад делается для себя). Этот метод, если в принципе можно назвать "методом" живой диалог, пришёл к нам из старинных "бабушкиных" и "салонных" гаданий. Тех времён, когда расклады на картах были подчас единственным доступным способом получить хотя бы минимальную информацию об интересующем субъекте или факте. Диалог гадателя с вопрошающим, позволяет определить "внешние" показатели, характеризующие героев будущего расклада.
Кстати сказать, нечто подобное практикуется и в иного типа гаданиях. На кофе, когда за распитием чашечки этого напитка, непосредственно перед гаданием, интересант, обсуждая с гадателем вопрос, может поведать существенные аспекты, на которые следует обратить внимание в процессе прочтения символов на стенках чашки.
Итак, сигнификатор. Пример: В вопросе любовного выбора героини N, колода определяет* как сигнификаторы двух Королей - масти Кубки и Пентакли.
Женщина хочет понять, какой из кандидатов подходит ей больше.
Оба кандидата видимо влюблены в героиню, однако избрать для них обоих характерную для любовных раскладов масть Кубков, мы не можем. Поэтому, для кандидата №2 выбирается масть Пентакли (бизнесмен), а для №1 Кубки - романтик, человек, живущий "сердцем". Никаких оценок сигнификаторам по данному выбору делать не стоит, ведь ни одна масть, как и стихия, не обладает однозначностью.
В "Пятнашках Дурака" Короли всех мастей имеют собственную многогранную историю.
Король Кубков- кукловод-манипулятор. Ожившая стихия, наблюдающая своё "королевство" и управляющая им будто бы инкогнито.
В этом Аркане творится настоящая фантасмагория; Диковинное чудовище поднимается из глубин безграничного водного пространства, поглощая бессильные фигурки людей, в то же время, составляющих это чудовище.
Будто галлюцинация чувств. Экранизация вопля о помощи внутри лабиринта...
Король масти Пентаклей представлен в образе Минотавра. Человекобыка, буквально сложенного из камня. Если приглядеться, можно заметить, что камни его тела непростые, и имеют взаимосвязь с другим "каменным изваянием" данной колоды. С Башней с одноименного Аркана! А это значит, что в основе обоих Арканов существуют общие "песчинки".
Фигура Минотавра изображена в форме солярного символа, свастики, с лучами направленными посолонь. Вечное движение столь статичного персонажа, как Король Пентаклей, должно подчеркнуть сложную структуру этого характера, стремящегося к развитию, и имеющего строго определённые поведенческие рамки. Как Солнце ежедневно проходит свой путь по небесной орбите - поднимаясь над горизонтом на Востоке, и уходя за горизонт на Западе, при этом, в точно означенные часы пребывая в зените, так и Король Пентаклей проходит определённые этапы своего развития "по ходу пьесы". Во взаимоотношениях, этот герой не всегда будет пребывать в ровном одинаковом состоянии. Его характер и паттерны поведения могут меняться на протяжении всего периода взаимоотношений.
Кроме того, что истинный Король масти Пентаклей располагает большими материальными ресурсами, (мы ведь помним, что Минотавр царский сын), он также обладает и богатейшим потенциалом ресурсов внутренних. Упомянутый ранее Аркан Башня обладает потенциалом различных свойств, и рассматривать его исключительно как знамение разрушений, значит, буквально ополовинивать его значение в колоде. Особенно, в колоде "Пятнашки Дурака".
Башня Минотавра
Изображение башни на Аркане XVI само по себе наводит на ассоциации с некоторыми другими Арканами колоды. Раздвоение, разделение на две части рефреном проходит через большинство старших Арканов, ключевых этапов большого путешествия Дурака, в процессе которого, он меняется, познавая всё новые данности. Так и Башня, разделяясь надвое, подчёркивает трагедию центрального персонажа колоды, Минотавра. Существа, состоящего из двух равных половин - человеческой и бычьей. Человекобык - одно из самых загадочных существ мировой мифологии, прежде всего, потому что никогда однозначно не была определена его исконная природа. Быть может, он представлял собой классический вариант зооморфа (териоморфа). Но также возможно, что Минотавр являлся териантропом, и не постоянно находился в одном и том же, наполовину человеческом - наполовину животном обличье. Более того. Территория мифа широка, фактически безгранична, ибо миф сам по себе не имеет никаких ограничительных рамок, кроме, пожалуй, человеческого мышления и фантазии, как таковых. Поэтому, ровно с той же долей вероятности, что мы допускаем возможность появления на свет существа подобного Минотавру, мы можем допустить и факт рождения в царской семье больного ребёнка. Урода, волею царя, изолированного от общества и пером придворного летописца, превращённого в мифического монстра.
Териантропическая и зооморфическая природа Минотавра неоднократно подвергалась исследованиям. О точном времени возникновения первого из вариантов данного мифа не сможет однозначно утверждать никто, ибо достоверных сведений об этом периоде истории попросту не существует. Тем не менее, теория, относительно данной фигуры неоднозначна сама по себе.
Когда наступает время вспомнить и возродить давно забытые мифы, некие легенды и верования? Как правило, и история, как реальная, так и поэтизированная, (например, та же мифология), располагает немалым количеством примеров, когда некая "старая история", сказание, становится "путеводной звездой" для новых поколений. Когда древняя легенда, допустим, удерживает в повиновении целые города и народы. Когда на поиски "чудовища", согласно легенде обитающего в сложно проходимых местностях, или сокровищ, о которых рассказывали старики, отправлялись молодые герои.
Следует вспомнить и о реальной истории. Например, о Генрихе Шлимане, одном из основателей полевой археологии и первооткрывателе микенской культуры. Ещё в 19 в., следуя за детской фантазией, он раскопал древнюю Трою и, пускай не без сопутствующих тому разрушений, добыл немало важных артефактов и сокровищ.
Если же говорить о легенде, как о сдерживающем, консолидирующем или устрашающем факторе, то, собственно, им являются прежде всего, все религии и их центральные герои.
Естественно, что зарождение мифа и его дальнейшее распространение, и развитие, это фактически не пересекающиеся понятия. Как правило, самые "долгоиграющие" мифические герои и их истории, и, тем более, "блуждающие мифы", становящиеся частями культурного наследия различных народов, не стали бы таковыми, если бы их не подпитывала некая сверх идея.
Изначальный ли преступный замысел человека, одержанная ли победа героем над чудовищем - все эти аспекты могут быть составляющими элементами мифа. В случае мифа о Минотавре, его сверхидеей становится, не много не мало, новая ступень в культурном развитии народа.
"... переход к новым социальным отношениям, потому что человеческие жертвоприношения связаны с дочеловеческим пониманием человека, с пониманием его как животного или как вещи. Социальный переход и переворот, зафиксированный в мифе о Минотавре, есть переход от матриархата к патриархату. Именно здесь прекращались человеческие жертвы, и именно здесь начинала отступать всесильная магия и уступать свое место героической воле человека."(А. Лосев)
Если взглянуть на жертвоприношения глазами человека древности, не обременённого ни научными, ни также особыми житейскими знаниями и опытом, этот переход кажется совершенно логичным следствием наблюдения за жизненными процессами.
Гибель женщин в родах, в древности была много более распространённым явлением, чем в современности, и, нельзя исключать вероятность сакрализации сего. Понимания смерти роженицы, как жертвы за рождение нового человека или героя.
Собственно, в мифе о Минотавре, его мать, царица Пасифая не погибает в родах, но символически "умирает" в связи с рождением сына, будучи отправлена в лабиринт вместе с ним.
Жертва, таким образом, обретает свою ценность в становлении патриархального строя. Победа героя Тесея над Минотавром завершает эту трансформацию. Фигура мужчины возвеличивается относительно женской, образно говоря, отказываясь примерить на себя роль жертвы.
Собственно, данное описание дано для лучшего понимания характера персонажа, представляющего Короля Пентаклей в колоде. Сопоставив данные по Аркану с фактическими особенностями, присущими реальному герою, сделать выводы о нём и возможных дальнейших взаимоотношениях.
Сердце
Между двумя Королями - "претендентами", существует связь. Осуществляется она через символ сердца, присутствующий на обоих этих Арканах. Сердечная манипуляция известный элемент любовных взаимоотношений, плохо поддающийся логике и нередко обладающий "двойным дном", неоднозначным смыслом. Поэтому, прежде чем разбираться с вопросом отношений, стоит определить, с кем имеем дело. Понять личности героев, и, возможно, докопаться до возможного "ила". Человек, вопрошающий не должен "испарятся" в процессе делания расклада, иначе, он неминуемо превратится для него в "диктант" - руководство к действую, допускать чего нельзя.
Итак, в случае работы с Королями, как в примере, основным аспектом трактовок должно стать определение характеристики личностей, скрывающихся за сигнификатором. Безусловно, для того чтобы понять всю подноготную человека, недостаточно единожды прочитать о нём в "справочнике". На это подчас уходят долгие годы. Поэтому, в раскладе выбор, гадатель может обозначить т.с. квинтэссенцию, выделить основные свойства героев.
Король Кубков - манипулятор, фанатично влюблённый в человечество деспот, "оператор сердца". Король Пентаклей - "золотая" жертва, рефлексирующий герой.
Ваш выбор? :)
* Cэр Артур Игнейшус Конан Дойл, "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей".