XIII The Death
Тринадцатый Аркан представляет картину, хорошо знакомую фотографам и моделям. Мизансцена практически идентична типичным студийным фото расстановкам. В ней есть: две модели и два ассистента. Модель 1 пребывает в движении, и изображена со спины. Скорее всего, это женская фигура, устремлённая в сторону света и символической "дороги", проложенной спинными позвонками. Модель 2 (в балахоне) подсвечена двумя источниками света - "софитом" в правом верхнем углу и стилизованным отражателем, который удерживает какое-то существо (предположим, осветитель). Эту модель удерживает на верёвках чья-то рука, и мы можем предполагать, что эта структура подвижна.
При этом, вся композиция расположена на бедренных костях, которые заметно крупнее, чем прочие фигуры. Бедренные кости относятся к ногам, соответственно, намекая на подвижность.
Итак, мы имеем композицию, призванную олицетворять смерть. Парадокс, но состояние смерти всеми деталями композиции представлено, как движение. То есть, автор сообщает нам о том, что смерть не есть статичность и предполагает некую форму бытия и движения. Если мы оглянемся назад, и вспомним другую "четвёрку", (именно число 4, т.к. 13 - это также 4 (1+3), то в Аркане Император, традиционно соотносимом с земным бытием, мы как раз увидим статику и связанность.
Пожалуй, и в Аркане VII The Сhariot движение выражено не так явно, как в Тринадцатом Аркане Смерть.
Собственно, всё это вполне логично и закономерно. Если смерть, по сути своей, является трансформацией, превращением некоего физического объекта или состояния в иное, то это само по себе определённая подвижность. Автор предлагает увидеть широкие возможности посмертного состояния заблаговременно, как бы подготавливая к ней, как к закономерному итогу. Аркан Смерть в таком варианте предлагает остановиться, обратить внимание и зафиксировать текущий момент (фотографирование). Но, для чего? Для чего, если смерть, в парадигме обывательских представлений, предполагает окончательное исчезновение?
Именно поэтому. Потому как уже в следующем Аркане XIV The Alchemy всё прежнее будет окончательно переработано и превращено в нечто новое. По сути-то, оно всё останется прежним, ибо ингредиенты не уничтожаются, а перерабатываются, но выглядеть и существовать (жить) будет иначе. На самом деле, эта простейшая данность и есть то, что ставит людей в тупик, что не даёт истинно уверовать в чудо перерождения и воскрешения.
Таким образом, в Аркане XIII Смерть заключено множество важнейших для жизни значений. Это и сигнал обратить внимание и зафиксировать момент; и потенциал преобразования; и само превращение; и рабочий процесс, изменяющий этот мир...
В целом же, этот Аркан, в очередной раз подчёркивает непременную важность каждой карты в контексте системы Таро. Работать с Таро, рассматривая Арканы по-отдельности, отрыве от друг друга и системы в целом, конечно, возможно. Однако в таком случае, не стоит говорить именно о Таро, ибо это скорее оракульный принцип прочтения. Тем не менее, то и дело встречаются колоды и практики, пропагандирующие подобный "обрывочный" принцип. Это удивительно, на самом деле, т.к. дискредитирует саму идею использования карт и прочих инструментов для предсказаний. Ведь всякое предсказание, как ни крути, всегда является частью какой-то системы. Хотя бы религии, традиции либо иной социальной игры. Точно так же, как в случае с колодой, предсказание, исходящее от человека - оракула, вступающего в контакт с силами иномирья, и передающего послания Небес на Землю, всегда находится в тесной связи с бытующими на местности правилами и уровнем сознания общества.