"А король-то голый!"
А русская, точнее российская школа таромантики - оксюморон. Ерунда, чистой воды. Ближе всего, российскому менталитету литературный принцип дивинации. Литуратура фактически вотчина пророков, за годы, десятилетия, столетия предугадавших события будущего своей страны, народа и мира. Случаи таковые не единичны, и тут как раз возможно говорить о системе.
Несмотря на то, что пророчества и творчество кажутся разными элементами, происходят они по единому принципу. И первое и второе есть "выворот души". Раскрытие её Небу.
Пророчества условным россиянином почти никогда не понимаются, как производные магические аспекты. В этом случае, существует заметная разница в подходах между российским практиком и европейским. На разных "полосах движения" стоят - русская душа и европейская традиционность. Достаточно обратиться к фольклору, и мы увидим, что большинство исконно "русских Духов" более обытовленные, жизненные, по сравнению с теми же "европейскими Духами", кои, как один, всё больше колдовские.
Судьба. Рок, фатум. Неотвратимость более свойственна европейской культуре.
"Бог на машине" - чудо. В этом, видится продолжение - развитая тенденция полагания "на авось", присущее Иванушке дурачку. Простому русскому мужичку, лихо решающему серьезные проблемы, "как Бог на душу положит". Этот образ, в отличие от обезличенного фатума, ему близок. Вера в благословенную судьбу свойственна "мужичку" и присуща Дураку.
***
Красная шапочка, как маркер сознания европейцев.
Девочка совершает самостоятельное путешествие по опасному лесу (допустим, период взросления или обучение). Для чего? - навестить бабушку.
Разделение семьи - не живут одним домом. В принципе, живут в разных мирах - дочь со внучкой в деревне, бабушка в лесу (на погосте?)
Девочка не слепая, но в волке (пребразившейся бабушке? оборотне?) волка не узнаёт. Что за болезнь была у бабушки, что девочка могла допустить подобное внешнее преображение бабушки? Увеличение носа, зубов и т.д. - все эти вопросы внучка задает бабушке по сказке.
Большинство исследователей сходятся во мнении, о том, что оборотничество в старинные времена не было таким уж необычным явлением,и, скорее привязывалось к психической болезни, нежели к мистике. То, что девочка не боится свою бабушку в преображенном состоянии, доказывает, что подобное превращение та переживает не впервые. К тому же, о её недуге известно было заранее, потому внучка и пошла её проведать. Почему бабушка жила в лесу? На отдалении от деревни, где проживала её семья? Недуг был заразен?
Бабушка находилась внутри волка и не была мертва. Это говорит о том, что волк и был той бабушкой. Вообще-то, неплохо бы ещё убедиться, кто кого съел? Волк бабушку или бабушка волка? Быть может, всё вовсе не так просто, и подселенец та бабушка.
Допустим, бабушка уже мертва, и девочка посещает погост, где её съедает волк-бабушка.
Охотник выполняет функцию инквизитора и освобождает из волка и бабушку и внучку.
Таким образом, внучка возрождает бабушку.
Бабушка возрождается во внучке?
И при чём тут красная шапочка, наконец? Это яркий символ, и больше этот символ нигде себя в сказке не проявляет, кроме как бабушкин подарок. Таким образом, можно сделать вывод, что бабушка сшила красную шапочку, как метку. Знак отличия, чтобы узнать свою внучку в ином мире, куда та придёт её вызволять.
Вот так-то. В сознании европейца, сказка складна, как гамма из семи нот. Российский же читатель, эту, и все прочие европейские сказки "думает" иначе. Воспринимает через призму собственного быта, понятных ему реалий. Соответственно, выводы - резюме от истории в его сознании может родиться отличное от европейского читателя. Тот, безусловно, тоже думает и анализирует, но выводы станет строить на основании тех понятий, к которым привык. Он, возможно, не обратит внимание на те мелочи, которые акцентирует россиянин, и, наоборот, придаст значение и даст определение иным аспектам, кои российскому читателю будут не интересны, либо совершенно очевидны. По своему, конечно.
***
В русской народной сказке обычно всё происходит "чудесным образом". Яркий пример - "По щучьему велению". Волшебные помощники всё выполняют за центрального персонажа, постепенно превращая его в героя.
Таким образом, в первом случае - европейской мифологии отражённой в сказочном сюжете, мы по сути имеем крепкую магическую традицию, а также дополнительную "ветвь" ея - врождённые или обретённые в детстве способности. Во втором случае, в русском фольклоре, чаще всего сталкиваемся с элементом чуда. Случая, стечения обстоятельств, впоследствии, играющих "на руку" герою.
Типичная история Дурака! Дурака Таро, действия которого непредсказуемы в связи с их алогичностью, но ведущих прямёхонько к счастливому итогу.
Путь Дурака для российского гадателя понятен, ибо есть часть его родной мифологии. Однако все последующие Арканы, едва ли смогут быть также легко поняты и приняты душой, как первый, в связи с их кардинальным расхождением с общими культурными ценностями именно российской действительности. Общества, формировавшегося в условиях существенно отличавшихся от западных.
Собственно говоря, Таро, в том своём "классическом" виде, что известно нам на данный момент, это структура сугубо чуждая менталитету россиян. По крайней мере, в тех, принятых за канон, значениях, что предлагают западные авторы специализированных книг о Таро.
Россиянину понятно, что такое "полагаться на авось", но органически чуждо повиновение судьбе. Парадокс! Равно как и необъяснимым кажется неверие в чудо, более того, буквально напллевательство на истинное волшебство, которые мы можем заметить в таких сказочных сюжетах, например, как "Курочка Ряба". Дед и баба могли бы разбогатеть, зажить по-новому, но, нет. Их "на мякине" не проведёшь. Они будто как-то знали, что за всё придётся платить, и такие чудеса им были не в радость. Вот она, "загадочная русская душа".
Или, "Конёк Горбунок". Да, эти сказки не "народные", они авторские, однако сюжетные линии почерпнуты также из русского фольклора. Что происходит в этом сказании?
Перед смертью, старик отец открывает своим сыновьям тайну о существовании некоего чуда. Открывает и помирает, предоставляя возможность выбора - действовать или нет. По сути, что мы видим? Жили были бедняки. Жили, буквально на сундуке со златом-серебром. На "бомбе замедленного действия" - богатстве, власти, свободе от барина и т.д. И, имея в любой момент возможность раз и навсегда сменить жизненный курс, исправить досадную оплошность Ангелов-хранителей "родить" их бедными крестьянами, а не купцами да царевицами, они ничего не делали!
Не делал отец, смиренно проживая свою жизнь в трудах. Не стали делать сыновья, выбрав привычное - суеверия, "страх Божий" да лень, вместо попытки познать чудо. Да, мы, благодаря автору, знаем счастливую развязку. Нам известно, что произошло, когда младший сын всё-таки совершил нетипичный для россиянина поступок. Образно, "слез с печи", стал действовать. Однако также нам понятно, что на месте того условного крестьянина - отца, мог быть какой угодно другой крестьянин. Такой же бедняк, который тоже, наверняка, прожил бы свою жизнь в труде - на луковой похлёбке, но ни за что в жизни не стал бы "заигрывать с чертями" - следовать за чудесами.
Ну, достоевщина же чистой воды!
А теперь, снова обратимся к Таро. Почему эти карты в принципе "не российская" история. Всё просто. Россиянин уповает на Бога, всуе Его не поминая, но прозвав для себя "авось". Он исто верит, что чудеса возможны. Верит, но боится их, несчастный, ибо ему известно, что все чудеса от беса лукавого. Страшно в сажу печную голову окунать, как и страшно к чудесам прикасаться.
Он твёрдо знает, что барин добрым не бывает. Но добрым бывает лишь Бог, который справедлив и за труды праведные воздаст по заслугам. Накормит, без крова не оставит, здоровьицем наградит.
А где в колоде Таро Бог? Где, где он, такой же очевидный, как тот же Дьявол? Нет его. Есть Дурак, вместо божественного лика. А Дурак кто? Дурак - тот самый условный "российский гадатель" и есть. И не подходит ему термин "мантик". Плохо с фамилией сочетается звание "пророк". Гадатель, которого "авось пронесёт" мимо кары небесной за прознание будущности.
Карты Таро российского гадателя образовывают. Постепенно обучают грамотности, как дают возможность "балакать" на эсперанто с Небесами. Однако меньше всего, работа с Таро дарует российского гадателя уверенностью. В своей значимости, собственных возможностях, силах, знаниях. Своём праве, в конце концов, не пахать аки конь на барском поле "предсказательную борозду", но брать то, что хочется. Получать за свои душевную силу и смелость то, что нужно ему, а не "положено", с "барского плеча" возложено.
Возможно, именно поэтому, именно российские гадатели с таким рвением берутся за образование школ и прочих "организованных институтов", обучающих гаданию "по правилам". По канонам, и, обязательно, со сводом определённых законов, определяющих рамки "науки работы с Таро". Науки и работы. Системы. Это обязательные условия, иначе Дурак до Мира не дойдёт - "по миру пойдёт".
На самом деле, конечно, и эта "система" без системы имеет свои исключения. Невозможен никакой общий знаменатель в области, подчиняющеся никому не известным законам. Прав, ох, как прав был тот старик - отец, что не раскрывал раньше времени сыновьям своим тайну конька-горбунка. Правы были те "Марьюшки" да всякие мудрые безымянные бабушки, не рассказывавшие своим внучатам всех тайн. Они давали им "ключик" - в виде клубка ли волшебного, прялки ли деревянной, горшочка глинянного или куколки самодельной. Каждому внучку - свою "игрушку", между прочим.
Да и Дурак, как мы знаем, не во всякой колоде первый - нулевой Аркан :)