"Таро, это искусство", заявляют порой практики, апеллируя к визуальной части предмета обсуждения.
"Нет, Таро, это наука", спорят адепты логико-практического применения инструмента, колоды Таро.
"Таро, это магический инструмент для ремесла ведьм и магов", утверждают третьи, и делают это с не меньшими основаниями, нежели первые и вторые практики-исследователи Таро.
Подобные споры с переменным успехом ведутся многие столетия, и хотя в настоящее время не известно ни о каких свидетельствах подобной борьбы, догадаться о ней несложно. Хотя бы на основании такого факта, что гадания, как и карты Таро существовали, но практически нигде не упоминались, как нечто серьёзное. То есть, факт существования их не отрицался, но придавать им значение не спешили ни писатели, ни теоретики своего времени - летописцы-философы, ни медики, ни искусствоведы.
Основным камнем преткновения я вижу в отсутствии критериев оценки. Причём, как самой таромантики (от греч.μαντική, μαντευτική - гадания), так и художественной части карт Таро.
Известно, что в основном, колоды Таро, по крайней мере те, что сохранились до настоящего времени, были созданы авторами концепций в тандеме с художниками, в свою очередь, внесшими важную лепту в окончательный продукт.
История работы одного из самых известных авторов - создателей колоды Таро Артура Эдварда Уэйта, и художницы Памелы Колман Смит, на настоящий момент, даже описана в книге Стюарта Каплана "Памела Колман Смит. Нерассказанная история".
История сотрудничества Алистера Кроули, создателя своей, альтернативной системы Таро, и колоды "Таро Тота", и художницы Фриды Харрис представлена в их переписке, известной всем заинтересованным исследователям Таро.
Так же, в соавторстве выступало множество магов и художников, и, как раньше, так и теперь, когда на свет появляется колода Таро, и становится известна в кругах заинтересованных адептов таромантики, практики задаются вопросами: чья задумка воплотить тот или иной аспект именно так? Что автор, или авторы подразумевают под именно такой формой воплощения темы?
Наконец, где искать ключ от всей колоды, дабы понять её. На что опираться, в поисках разгадок множества тайных символических посланий, зашифрованных на рисунках карт Таро.
Возникает аспект критерия оценки. На что опираться при выборе колоды Таро для изучения и практики. В большинстве случаев, при выборе первой колоды, будущие практики опираются либо не рекомендации, либо, а иногда вместе, на собственные эстетические предпочтения.
Таро, как визуальная форма магии, находится на границе науки и искусства, в крайней форме, переходя условную черту на ту, или иную сторону. Подчас колоды Таро представляют собой образец искусства, воплощённый прекрасными художниками замысел непосредственно создателя колоды, в образах переданы сакральные смыслы множества деталей, в свою очередь, представляющих собой законченное драматургическое произведение, с завязкой сюжета, развитием, и итогом. Благодаря этой драматургичности, гадатели читают сюжеты своих вопрошающих, как конкретные истории, находя место своих визави в сюжете, определяя их роль, и возможные результаты действий.
И тогда, на первый план зачастую выходят предпочтения конкретных индивидов - практиков, а порой и целых групп.
Кому-то первостепенно важна "красивость" воплощения, а понятие красоты всегда субъективно, и поэтому, обнаружить общность восприятия и оценки инструмента - колоды Таро невозможно.
Иные индивиды, наоборот, предпочитают откровенность, подчас граничащую с уродством, имеющую пугающие формы. И они, как и любители "красоты", имеют право на своё предпочтение "эстетики отвратного" её зеркальной форме, приукрашиванию действительности.
На настоящий момент, колоды Таро исчисляются тысячами, и среди них, встречаются те, в которых преобладает научный контекст. Заключаться он может, как в исторической сюжетной подоплеке, так и в таких практических аспектах, как физика, математика, астрономия. Понятно, для того, чтобы продуктивно практиковать на таких колодах, необходимо быть не только творческим человеком, работающим с образным рядом, но и разбираться в упомянутых аспектах, при этом, умея применять их к реальности, как переводить на бытовой язык рядовых жизненных событий.
И вот тут-то, мы наконец подходим к тому, что одной художественной ценностью Таро не ограничивается. Без идеологического, или магико-теоретического наполнения, колоды был бы наборами открыток, не более. Соответственно, те критерии, что упоминались изначально, а именно, эстетические предпочтения, подвигающие выбирать тот или иной инструмент - колоду, главной роли играть не могут.
Меч не должен услаждать взор, меч должен быть острым. То же относится и к рабочему инструменту - колоде Таро, исполнена ли она "красиво", или наоборот, состоит из пугающих образов.
Не до субъективных предпочтений, когда речь идёт о науке. Математика и физика, химия, медицина не должны быть эстетически совершенны, но это и не является причиной их изучения. Никому не важно, насколько красиво число, главное, чтобы оно было в контексте верно.
Парадоксальным образом, но то же самое касается и "антагониста" науки, магии. "Красивенькая" магия удел подросткового кино, и картинок в детских книжках. Истинные же магические процессы творятся не для красоты, и не преследуют целью желание нравится, или соответствие каким-то рейтингам.
В этом, читается явная параллель с оружием, мечом, но никак не с искусством, критерии оценки которого, как раз наоборот, сугубо субъективны.
Получается, Таро является эдаким симбиозом, объединяющим в себе строгую научную составляющую, и магическую основу, воплощенную посредством художественных образов. То есть, магико-научным направлением искусства.