Сюжеты гениального романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита", и не менее гениального "Голем" Г. Майринка во многом перекликаются. Это замечали и читатели, и литературоведы, и прочие даром_жрущие_свой хлеб философствующие элементы.
Особенно, финал. Пресловутый покой, который герои обретают в конце своих замысловатых путей. Но, что это за пути? По сути, это пути от Аркана Влюблённые, до Аркана Мир.
Мир, это не то, и не сё, но, в целом, отнюдь не ни то ни сё, и всегда так было. Определение, вынужденно обслуживающее совокупность таких неоднозначных и субъективных понятий, как "дружба", "гармония", и "счастье", в то же время служит и концепцией формации, в которой нет военных действий, и, стало быть, противоположности войны.
При этом, мир также определяет и некое место, пространство.
В романе "Мастер и Маргарита" герои находят такое место - мир, где обретают покой. Находят его и герои "Голема". В романе "Голем" вообще обнаружится множество деталей, перекликающихся с лейтмотивами "М&М". В том числе, тема блуждающего Духа - то с именем, то безымянного, как бы забывающего, и/или намеренно путающего его, своего рода зеркало линии Дьявола.
Бесконечное количество раз встречаются упоминания Арканов Таро, и их проявлений. В одной из частей "Голема", в частности, приводится описание: "Вы, конечно, можете не знать, что "tarok" или "tarot" значит то же самое, что еврейское "Tora" – закон, или древнеегипетское "tarut" – вопрошаемый, или архаическое зендское "tarisk" – "я требую ответа". Но ученые должны были бы это знать, прежде чем утверждать, что тарок появился в эпоху Карла Шестого. И точно так же, как пагад является первой картой в колоде, так и человек – первая фигура в своей собственной книжке с картинками, свой собственный двойник: еврейская буква "алеф", воспроизводящая форму человека, указывает одной рукой на небо, другой вниз, это значит: то, что наверху, то и внизу, то, что внизу, то и наверху. Поэтому я и сказал раньше: кто знает, действительно ли вас зовут Цвак, а не "пагад".
Итак, предположим, сюжет романов "Голем" и "Мастер и Маргарита", это своего рода катарсический путь героев Аркана VI. Мужчины и женщины, и их антагониста гермафродита. Почему антагониста? Мужская и женская линии самостийны сами по себе, благодаря проявленным аспектам их природы, тогда как гермафродит, суть удерживание одновременно обеих природ в едином теле. И он, гермафродит, по природе своей оказывается ближе не к сновидящему безумцу (Дураку) - герою, или его тени Атонасиусу Пернату (Маг&пагад), но, скорее, к самому сну, или самому безумию.
"Это тоже из области моих снов,– тихо продолжала она.– Как конечную цель, я представляю себе слияние двух существ в одно – в то, что… вы слыхали о древнеегипетском культе Озириса… в то, символом чего является "Гермафродит".
Я слушал напряженно.
– Гермафродит?
– То есть магическое соединение мужского и женского человеческого элемента в полубоге. Как конечная цель! Нет, не конечная цель, а начало нового пути, который вечен, не имеет конца."
P.S.
Никогда не хотела походить на Маргариту, а вот Мириам мне всегда импонировала :)