В Папуа Новой Гвинеи есть племя, люди которого считают, что произошли от крокодила. Хищная рептилия, их постоянный сосед, скрывающийся под толщей вод, является их тотемом, праотцем.
Дабы стать похожими на своего предка, молодые люди племени, только мальчики, будущие мужчины, проходят очень болезненную инициацию. На их кожу наносят множество порезов, художественно выписывают острой бритвой, ножом линии, повторяющие узор на коже крокодила. Только пройдя эту инициацию, мальчик становится мужчиной, и может выбрать жену.
Так ли странно, что для того, чтобы стать полноценным членом сообщества необходимо пережить боль? Своего рода катарсис в преддверии трансформации. Ментальная область человека вообще наиболее податливый инструмент для трансформации. На протяжении многих столетий человеческое тело не претерпело существенных изменений, чего не скажешь о разуме. Раз ум, два ум, три... И так до бесконечности. Перепрыгивая через столетья, человек хватал, и хватал без разбору всё то, что высыпала под его ноги природа, всё то, что создавал он сам, он же и разрушал. И эта круговерть без конца и начала. Так задумано.
Тотем племени и не подозревает, что где-то по соседству бродит неприкаянный Шут, Дурак, который вот-вот занесёт ногу над обрывом, и упадёт прямо ему, крокодилу, в пасть.
Также не знает о том, какие свойства ему приписали люди, ни одно светило на небосводе. Не знают о своих прекрасных, и ужасных свойствах планеты, звёзды. Стихии, живущие в эфире мироздания, знают ли они, что давно распределены не только по личным свойствам, не только получили какой-то набор качеств, но и имеют пол? Но это не важно, в человеческом мире постоянного блаженного ощущения собственной важности. Важность, словно плащ невидимка укрывает своего носителя от опасного для него состояния. Размышлений, приводящих к сомнениям.
Для того чтобы дать Шуту - Дураку шанс не свалиться в пасть крокодилу, и не погибнуть, едва начав путь, в мудрой системе карт Таро предусмотрен его близнец, отражение в кривом зеркале, Маг. Он прям, подобно единице, которой и обозначен в последовательности, в отличие от Дурака, который кругл, как ноль. И если Дурак - круг, перекати поле, неустойчивый, неверный, вечно катящийся по линии Дао, подобно психу в пограничном состоянии, то Маг устойчив, как кол. Именно этот кол и упирается в последний момент в край обрыва, и удерживается, не летит вниз.
Отсюда, кстати, произрастает следующее свойство Мага, когда он оказывается в перевёрнутом положении. А именно то, что перевернувшись, Маг становится подобен свойствами Повешенному Таро.
Здесь хотелось бы вспомнить кастанедовского дона Хенаро. Маг дон Хенаро устроил как-то проверку своим ученикам, и ученикам дона Хуана, в том числе Карлосу. Кто помнит, он танцевал на вершине водопада, на поверхности его бушующих вод, на краю камней. И ученики смотрели, и должны были «видеть». Это к тому, что видеть суть вещей, а в особенности видеть её в ином свете, свойство Повешенного.
Ментальные игры не самая сильная сторона пока что не тронутых цивилизацией племён. Это затеи «белых людей», или не очень белых кожей, но белых душой. Племена же живут сердцем и, вероятно, той самой, ушедшей от тех же русичей частицей своей, что отвечает за контакт с Богами и Духами. Что-то вроде невидимой пуповины, связующей нити между родителями и детьми, между матерью и плодом. Недоступная цивилизованному миру роскошь, прямая и понятная связь событий, причинно следственная связь окружающих явлений - всё это составляет повседневную жизнь практически любого племени людей, аборигенов.
Игра - это одно из удивительных свойств мироздания, подкинутых, верно, в помощь людям. Для того чтобы не была утеряна эта исконная связь навеки. Дети, как самые, возможно, чистые души, легко подхватили этот забавный дар. Никто кроме детей не играет так легко и понятно, так доступно друг для друга, и так правильно расставляя акценты. Вот, ребёнок затевает какую-либо игру. Хоть в те же куклы. Внимательный взгляд любой мамы заметит, как именно играет ребёнок. Как расставлены приоритеты, как ребёнок воспринимает игру, что она ему даёт, и какие выводы он делает. (Она, скорее, так как куклы, но не суть).
Видна драматургия в самом процессе. Спонтанная, заранее не спланированная, но она всегда есть. И когда ребёнок проигрывает определённый сценарий во время игры в куклы, он, даже если не задумывается о сути игры, запоминает этот сюжет. И порой, много лет спустя, именно так сыграет в жизни. Такие свойства детских игр подмечали многие серьёзные специалисты, работающие с детьми.
Мне же видится в этом связь с архаичными позабытыми практиками, с той жизнью, которую люди оставили, как оказывается, в ущерб себе. Теперь, словно в поисках источника своих фантомных болей, они рыщут по забытым мирам, по оставленным где-то позади ценностям, желая обрести их вновь. Они напоминают мне вот его:
Я пишу «они», хотя и сама жертва такого пренебрежительного обращения с прошлыми ценностями. Но отчасти, ведь мне «повезло», и мои предки сохранили, и передали мне много больше, чем обыкновенно происходит. Так что, не стану жаловаться.
На подобные размышления навели интересные племена южных широт. Два племени, Земли, и Моря (Воды). Их тотемы свинья и черепаха, соответственно. Живя по заведенным раз и навсегда правилам сохранения мира, ежегодно он совершают обмен тотемами. Племя Моря забирает свинью у племени Земли, и отдаёт Черепаху. Этот ритуальный обмен сохраняет мир между племенами, и они свято верят, что сохраняют баланс в великом делании мироздания, что называется жизнью.
Люди племени Моря (Воды) практикуют некие ритуальные игры в сезоны охот. Когда им надо раздобыть Черепаху для жертвы племени Земли, они играют в священные камни. Из камней складывают сценки охоты, играют в них, как в куклы. К примеру: Вот плывёт Черепаха. А вот за ней - охотник. Понимает он свою палку, камень, пику и... Обрушивает на Черепаху. Та оглушена, и приносится в деревню.
Игра проста, детство, да и только. Но работает, тем не менее. Собственно, подобные практики ничем не отличаются от моделирования, разве что инструментарий не глянцевые кабошоны, не яркие Арканы Таро, но природный материал, намоленный поколениями родство помнящих людей. Людей, жизнь которых в чём-то сложнее, в чём-то проще, но как-то понятней, чем многие и многие окружающие суетливые существования.
И кстати, проникновение в мир игр приоткрывает ещё одну портьеру над вопросом, отчего, актёрское мастерство, театр вообще исконно был столь неугоден церковным институтам. Логика прямая, и добавляет очередной штрих к «портрету», так сказать.