Одним из самых неоднозначных Арканов считается XIII Смерть. Наверняка, многие из вас слышали "страшилки", что этот Аркан и есть предвестник смерти, и, посмотрите, мол, на черепа на сбруе "коня блед".
Однако, почти каждый таролог успокоит, и легко объяснит, что Тринадцатый Аркан не больше о смерти, чем какой-нибудь Тузик, в определённыхобстоятельствах.
Тем не менее, и к пресловутому коню остаётся немало вопросов, и к скелету на нём, и к прочим символам погибели. И, как обычно, у страха глаза велики, да слепы. Один из центральных символов, который весьма на виду, практически никогда в трактовках не упоминается, а тем не менее, именно он является одним из основных объяснений значения Аркана.
Это - символ рожка для помазания, лежащий на земле, подле чьего-то тела (предположительно, короля). Помазание на царство - в православии, католицизме и англиканстве обряд, в котором вступающий на трон монарх (император, царь, король) помазывается миром или елеем с целью преподания ему даров Святого Духа, нужных для управления страной. Помазание обычно включалось в состав сложного богослужебного чина коронации.
Это, своего рода аналог возведения в служение первосвященника, и уже от этого, можно "плясать" к аналоговым подчас звучаниям Арканов V и IV (Иерофант и Император), и IV и XIII. И вот, в чём:
Арканы V и IV являются символами (институтами) власти, каждый в своей епархии. Вечно конкурирующая, но и не могущая существовать в отрыве друг от друга власть.
Арканы IV и XIII, имеют явно выраженную обобщающую интерпретацию - сферу распространения, охват. Влияние на земные полигоны масштабно, законная власть, и фактически неодолимая сила. И в первом, и во втором случае, спорить с устанавливаемыми этими Арканами правилами бессмысленно, и порой опасно. Но! Именно сила Аркана V бывает способна противостоять власти двух старших "четвёрок" (13 = 1+3=4)
В Аркане Смерти "Универсального Таро" Уэйта, аспект земной власти, как и её временность выражен особо, через атрибуты рожка и короны.
Более того, в нём дано и объяснение смысла земных ипостасей власти, и истинная их суть, как причина периодических глобальных пертурбаций, связанных с иерархическими и политическими порядками.
Здесь, приведу отрывок из своей книги "Запретный плод в Таро. Записки ведьмы": "Одно из показательных для того времени произведений искусства, где затронуты и элементы быта простых людей, – картина Иеронима Босха «Воз сена» (1500-1502)*, написанная как центральная часть трехстворчатого алтаря.
«The world is a haystack, and each man plucks from it what he can» (Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет), - гласит нидерландская пословица. В этом произведении простой бытовой сюжет (что может быть проще и «приземлённее», чем столь важное в каждом деревенском доме сено!) объединен с религиозным, представленным Иисусом в облаке. Кроме того, на этой картине есть элемент, позднее использованный в сюжете старшего Аркана XIII Смерть колоды А.Э.Уэйта. Это фигура Папы, приближающегося к высокому снопу. На вершине снопа сена разворачивается сцена, характеризующая эпоху как время разгула греха алчности и вопиющего разделения общества, в данном случае показанное в образах представителей разных сословий, в равной мере деградирующих различными способами."
И вновь, всё сводится к мудрости Соломоновой "всё пройдёт, и это тоже". И вновь, и вновь, и вновь Солнце взойдёт, и взойдёт оно не где-то, а меж двух башен, кои чуть позже увидим на Аркане Луны.
Словно "поганая старушка" - бабушка Воланда эта негласная перекличка между Арканами. Как языческая бабушка христианского Дьявола, предтечей, истоком, корнем происхождения величайшей земной силы - Солнца, ярчайшего света, может быть глубочайшая тьма.