Ювелирные украшения, металлы, драгоценные камни принято считать предметами роскоши. Однако истинное значение их во все времена определяла не стоимость материалов изготовления или отдельных элементов, но цена их обретения и статус обладателя.
Украшения в светском обществе никогда не являлись самостоятельными предметами убранства, и служили дополняющими деталями. Сейчас, рассматривая портреты представителей знати, подбор украшений подчас вызывает смешанные чувства. С одной стороны, с первого взгляда понимаешь, что все эти подвески, серьги и запонки весьма дороги, однако понять "логику" объединения всех этих деталей в одном туалете кажется невозможно. Не хочется предполагать, что, наряжаясь на светские рауты, представители высшего общества надевали на себя самое яркое или дорогое только для того, чтобы произвести на кого-то впечатление. Однако, увы, именно так дело, в основном, и обстояло. Действительно, украшения, подчёркивают они блеск глаз или зубов, в первую очередь, призваны были подчеркнуть статус, богатство и, стало быть, могущество рода или персоны.
Такая роль украшений возникла не в одночасье, но пришла из древности, отчасти будучи заимствована у аборигенных народов, чьи вожди и члены их семей отличались наибольшим количеством украшений и специфических деталей на одеждах.
В большинстве культур, отличительной чертой ранних украшений была их религиозная тематика. Примерно до 15 в., европейские украшения также в основном представляли собой кресты, чётки - розарии , миниатюрные иконки, и т.д. Ношение на себе религиозных фетишей, также перенято у аборигенов, фактически носивших (да и носящих в некоторых регионах поныне) фактически всю свою "родословную", состоящую из элементов животных первопредков и личных предметов, доставшихся по "наследству" от предков человеческих. Примечательно, что заимствован был не только сам принцип украшения себя, но и отдельные детали. Например, цвета, в основном пришедшие от индейцев. Цветовое многообразие перьев на ритуальных облачениях "нэйтив" не случайно, и первые же контакты с представителями далёких культур дали представления о том, как с помощью элементарных деталей облачения передавать важные сигналы, тайные и понятные только отдельным представителям народа сведения.
В европейской культуре, примерно. 18 в. (времен Людовика XIV) известен "язык веера", используемый на балах, однако задолго до того, как светские "хищники" научились коммуницировать без слов, их предки умели передавать сигналы в вечность одним своим образом.
Культурные заимствования существовали не только в отношении религиозных атрибутов аборигенных народов. Не секрет, что церковная атрибутика всецело родственна традиционной магической - от креста до самой "расписной" иконы. Традиционное ношение на себе креста, получившее распространение в Европе с приходом христианства, и считающееся признаком религиозности, отнюдь не единственная форма подобного само заявления и самозащиты. Более ранними и отчасти сохранившимися атрибутами "соответствия" определённым верованиям, можно считать наполненные травами мешочки ведьм, которые они носили на шее и поясах, ибо, по сути, содержали в себе и выполняли эти предметы те же функции, что и нательные кресты после.
Примечательно так же, что камни и металлы из которых создавались старинные украшению в эпоху до расширения торговых и культурных связей, как растения в магии, подбирались соответственно региону действия. Позднее вошедшие в оборот, в том числе и эзотерический, "обязательные" соответствия ингредиентов определённым функциям были известны и использовались отнюдь не всегда. Мы можем найти множество идентичных по форме и, определённо, функциональным значениям предметов - украшений и религиозных атрибутов - созданных из разных ингредиентов, что подтверждает факт незначительности формы перед содержанием.
До 16 - 17 в.в. мужчины "украшались" больше, чем женщины. На мужских одеждах, подробно представленных на парадных портретах, мы встретим куда большее количество "говорящих" деталей, подчёркивающих статус своих владельцев, в первую очередь. Во многом, такое очевидное несоответствие количества "цацек" в женском и мужском нарядах, было связано с прозаическими причинами. Неудобство ношения украшений женщинами обусловливалось особенностями фасонов платьев и причёсками дам - пышные рукава не позволяли носить браслеты, высокие воротники - ожерелья, сложные причёски сводили на нет все попытки украсить голову ещё чем-нибудь, кроме "кораблей" из волос.
Постепенный захват социальной, политической и бизнес - территорий женщинами естественно повлиял и на модные тенденции, включая ювелирные традиции. Смена социальных ролей не причина, но следствие перемен, творящихся в сознании. Соответственно, где перемены, там и новаторство.
***
Ренессансом всё не заканчивается, современные ювелирные украшения отличает и роскошь, и изысканность, и дороговизна. Тем не менее, сознание вновь стоит на первом месте. Дорогой и статусной ювелиркой сложно удивить самодостаточного человека, и это вынуждены признать не только любители внешнего самовыражения, но и непосредственно сами ювелирные бренды.
Однако есть вещи - материальные предметы ювелирного искусства, ценность которых исчисляется не в денежных знаках, но в истории их появления. Кроме того, каждый владелец или владелица этих предметов, добавляет свою строчку в историю вещи, так повышая её ценность.