Мама, папа и тотемНедавно что-то завели с супругом беседу на тему тотемов. Я объясняла суть этого явления, что-то такое рассказывала, и, параллельно ещё думала о папах и мамах. О другой традиции, встречающейся преимущественно в вудуизме, хотя, католический папа живое подтверждение, что это скорее блуждающий архетип. Для человека светского, папа и мама — это родители. Это сугубо социальные обозначения родственных связей и соответствующих взаимоотношений. Однако, чем дальше в дебри человеческого функционирования на этой земле, тем большую ширину принятых понятий мы обнаружим. Папа и Мама в традиции вуду, никакого отношения к родственным связям не имеют. Это жрецы, но не родители; это учителя и проводники, люди-Духи, помощники хранители, целители и целеполагатели. По сути, система "пап и мам - жрецов", чрезвычайно близка к тотемизму, в котором, дух животного (силы) подчас (хотя и не всегда), считается прародителем - основателем рода, семьи. Иногда целого племени. Основная функция самых почитаемых представителей духовного пантеона, как в южных, так и в западных традициях, это указание людям пути и сохранение. Иногда, буквально - хранение, в качестве стражей. Страж на пороге, открывающий путь ищущим, хранящий "ключи" от заветных ворот, и упреждающий, останавливающий от неверных действий — это блуждающий персонаж практически всех мировых религий. В вудуизме, это Папа Легба. В шаманизме индейцев Северной Америки, сторонам Света, как четырём отдельным порогам, соответствуют четыре животных Духа. Русская языческая традиция, по сути, близка к индейской, и так же обладает широким пантеоном Духов животных, как родни, предков, и стражей. В европейской колдовской традиции, стражами ворот, отделяющих мир сущий от небытия, являются ангелические и демонические силы. Могут различаться детали. Не обязательно совпадут базовые традиции и будут созвучны друг другу имена. Но, как правило, из традиции в традицию переходит аспект "парности", как существования Духов в двух обличиях - мужском и женском. Те же мама и папа.
Международные понятия "папа" и "мама", в форме своего произнесения и написания содержат элемент спелла, заклинания. Повторяющиеся слоги ма и па — это легко воспроизводимый ритмический рисунок, произнести который способен даже младенец. Фактически, это сам по себе охранный элемент. "Коренное" же понимание родительства и родственных взаимосвязей людей и животных, коим располагают люди, воспитывающиеся в определённых традициях, многое даёт для понимания, как собственного характера (животной природы) человека, так и всего народа. Отчасти, наследие тотемизма распространилось и на вполне светскую часть жизни современных людей во всём мире. А именно, на кладбищенские традиции, в которых широко распространено почитание, как по отношению к предкам, представителям семьи, так и к стражам. Так называемым "хозяевам кладбищ", позволяющим или закрывающим пути прохождения на них живым. Как бы то ни было, "банан и в Африке банан". И если человек светский, выросший вне традиций, вне культурного фона, исповедующего определённые представления о мироустройстве, по зову сердца станет следовать определённым традициям, это не будет ни возбранимо, ни наказуемо ни в одной из них. Другой момент: не будет лишь в случае, если вместе с тяготением, приятием, в душе зародится и "великий безумный слепец" - вера.
|
|