Золото - благородный металл, который способен, а значит, позволяет превратиться во что угодно.
На практике, в фактической жизни мы видим, что деньги действительно "открывают возможности" - для кого-то двери, для иных - миры.
Однако золото не является ни финальным аспектом сиречь достижением, смыслом всего делания, и не становится даже акцентом в середине пути. Золото - упоминается в самом начале, как ресурс, в связи с чем, в принципе имеет смысл затевать "делание" - путешествие, предприятие, etc.
То есть, это та самая "овчинка", которая стоит выделки.
Тут, кстати, напрашивается аллегория с золотым руном, добыча которого есть цель. Да, благородная задача - отыскать и принести своему народу некое богатство. Однако процесс добывания его в мифе наполнен ценными аспектами, без каждого из которых, обретения искомого золотого руна - бесценной "овчинки" - утратило бы значимость для самого героя.
Вообще, в мифе о Ясоне (сыне др.греч. царя Иолка Эсона) рассматриваются многие интересные аспекты истории мифологии.
Например, особенно очевидным становится мотив, прослеживающийся в большинстве мифов и сказаний о союзной деятельности людей и Богов в борьбе против разнообразных "чудищ".
В мифе о "Золотом Руне" не раз упоминается, что Богиня Медея была колдуньей, что логично. Она привлекала к своей борьбе (работе) и других Богов, (например, Гипноса, усыпившего дракона на время нападения на него Ясона). Однако также и упоминается, что ни дракон, ни какое-то иное "чудовище" не могло бы причинить Богине вреда, убить её.
Таким образом, появляется неоднозначность прочтения: если смертному мужу Ясону дракон мог ответить и убить его, а Богине не мог, тогда для чего в этом процессе в принципе нужен был Ясон? Для чего, если Богине и без него не составило бы труда забрать Золотое Руно? И если это "приключение" было лишь игрой Ясона, то почему Богиня стала ему помогать, а в последствии стала его супругой?
Для чего этот квест нужен был человеку - Ясону понятно, но для чего Богине?
Почему Боги в принципе "проверяют на геройство" людей, даже и помогая им? Если бы функция человека в божественной игре заключалась лишь в сексуальной части, и задаче оплодотворения, дабы были рождены полулюди - полубоги, то каков в этом смысл "геройства"?
Героическая составляющая и жертвенность - два краеугольных камня мировой мифологии.
Минотавр, царский пасынок и божественное дитя, в то же время, содержал в себе и человеческую составляющую, доставшуюся от матери. От него, как от представителя высшей власти и земного существа, априори ожидались проявления высокие и благородные, но реальность, предъявившая людям монстра, урода вместо прекрасного (привычного) образа, разрушает эти ожидания. Новые представления, порождённые увиденным, заставляют смотреть на Минотавра, как на воплощение негатива и зла.
Спасти его выдуманную, заметим, не им самим, а людьми "репутацию" мог бы только фактор героизма, проявленного им во имя людей. Однако этот фактор, как было сказано, был придуман людьми, но не рождён самим живым существом - Минотавром, и не ниспослан, как указание Богов. Поэтому, ничего подобного не происходит и на смену мгновенному разочарованию от образа "царского наследника" приходит страх. Чего ожидать от существа, не похожего на нас? - таким вопросом люди задаются во все времена. Каков был ответ, показала история, рассказанная в мифе.
Итак, героическая составляющая, присутствующая в некоторых людях - участниках мифов, и жертвенность, вторая составляющая, так же присущая некоторым персонажам. Почему не вторая вызывает у людей положительную реакцию, но именно героизм? Ведь герой совершает свои подвиги через борьбу, а следовательно, на его пути будут и жертвы, и разрушения, и кровь... Жертва же, прежде всего, страдает сама, а сопутствующие разрушения, связанные с жертвенным персонажем, как правило, возникают как следствие процесса разрушения, запущенного некой третьей стороной. Например, правителями людьми, но чаще - Богами.
Можно вспомнить такого персонажа, как змей Тифон. Согласно мифу, он есть порождение Богини Геи для борьбы с Зевсом. Для свержения Бога пришедший на землю страшный аспид, изначально не имевший шанса на победу. Очевидно, что эта божественная "комбинация" в игре не случайна. Благодаря появлению сопротивления божественной силе, на контрасте проявляется величие, могущество, избранность самого Бога. Вполне возможно, что сам факт необходимости появления Тифона был обусловлен ослаблением власти, (читай "веры в него") самого Бога Зевса.
Алхимические принципы, по сути своей представляют
"созидающее видение" (К.Г.Юнг). Потенциал чистой воли, способной делать всё.
В описании последовательности алхимических процессов, применимо к человеческому бытию, Юнг выводит такое определение, как "Повелительная жажда истины".
Эта жажда, по сути, есть некая направляющая свыше, заставляющая искать истину. Указание, получив которое, существу ничего не остаётся, как стремиться её найти. Двигаться к переходу на новый уровень бытия.
В быту, в земной жизни, мы сталкиваемся с этим постоянно. В этом проявляется всякая наша "жажда знания", стремления научиться чему-либо, что-то понять. Так же, как Минотавру, нам свыше никто не указывает это делать напрямую, по крайней мере, на доступном каждому языке. "Повелительная жажда истины" лишь ощущается нами, подсознательно чувствуется, и никогда не находит однозначных подтверждений своей истинности вовне.
Для индивидуации, (чётко разграниченной Юнгом с индивидуализацией) следует принять данность о том, что нечто - что бы мы не рассматривали, и с чем бы не работали, посредством объединения двух противоположных составляющих может превратиться во что-то третье.
Поэтому, "четвёртый этап алхимического делания, заключается в достижении просветлённого сознания, слияния духа и материи, создания философского камня."*
Образ льва, заявленный в Императоре, как уходящей формы, и после прохождения определённых этапов работы (делания) превращающийся во льва Колесницы, а затем, полностью реализующийся в Смерти.
Если посмотреть на стадии преобразования через путешествие, как предпринятую работу, то образ психопомпа Меркурия, находящегося между объективным миром и миром теней, появляется фактически в самом начале пути. В Аркане I Маг. Однако реализуется он, пережив все необходимые превращения много позже, лишь прожив состояния осознания:
- Испуга
- Поражения
- Тревоги
- Взросления
- Страдания
- Выбора
- Действия
- Медитации
- Причастности
И перейдя на новый уровень сознания и ощущений, открывающийся старшим Арканом X. За этим "рубежом", существу, представляющему алхимический процесс (Гермес) предстоит пережить этапы внутреннего самостоятельного и окончательного урегулирования; обрести новое видение мира, дабы обрести новую жизнь. Как войти в стадию света после периода тьмы.
Аркан XIV воплощает архетип самости. Реализации процесса индивидуации, как единения и принятия в себе двух противоположностей - мужской и женской природы. Этот процесс становится возможным, благодаря пережитому, либо же побеждённому чёрному солнцу, явившемуся на "рубеже" - в старшем Аркане Колесо.
Согласно интерпретации самой таинственной, в связи с недостаточностью информации, алхимической стадии Цитринас, далее внутри процесса творится то, что следует наполнять самостоятельно. На этом этапе появляется архетип Мудреца, согласно трактовке Юнга представляющий субъект, способный "мыслить ясно, критически и формулировать собственное мнение".
***
Последовательное прохождение этапов пути означенных старшими Арканами - от 0, как процесса творящегося внутри Нигредо, и до XIV, где наступает новый качественный процесс — это этапы последовательного развития, без которых невозможно достижение внематериального высшего богатства. Философского камня, обретаемого в Аркане XX для...
... Освобождения и возможности вечности даруемом в XXI Ab ovo.
Итак, что мы видим в последовательности старших Арканов Таро? Алхимический процесс, включающий в себя все стадии получения философского камня. Не материи и не духовной субстанции, но объединение их. Союза, никогда не становящегося окончательным достижением, ибо сам по себе предполагает продолжение движения. Повторение цикла на новом-прежнем уровне.
Всё материальное, земное, человеческое, сущее заключено в старших Арканах от 0 до IX включительно. И, в то же время, Арканы этой части последовательности, каждый возможно наделить духовностью, однако лишь по условным человеческим меркам.
После Х Аркана и до XIX включительно, все процессы подчинены исключительно слиянию, объединению. И лишь с XV Аркана начинается самостоятельное движение, нарочито подчёркнутое числом 7 (семь Арканов от XV до XXI).
Однако главное, за что цепляется взгляд и на чём заинтересованно замирает сердце, это суть алхимического золота, в человеческом мире так несправедливо обесцененном и упрощённом. Зелёный лев, этот символ алхимического золота, вступает в игру пройдя девять этапов большого пути - от земного к запредельному: IV + IX=XIII.
Символично, ведь пройдя снова девять, он начнёт новый круг, вступит снова в игру: XIII + XXII - где Двадцать второй скинет маску, и вновь обратится в Ноль
В статье используются изображения Арканов колоды Таро "Пятнашки Дурака": http://magic-kniga.ru/items/37000
* Лекция "К.Г.Юнг. Психология и алхимия", В.Савченко (политолог, историк философии, автор цикла лекций по гуманистической и аналитической психологии)