Время, в которое мы живём, чрезвычайно богато на разнообразные знания. Знания, как свидетельства прошлого. Знания, как анализ настоящего, с прицелом на прогнозирование будущего. Многие знания уже не являются синонимом многих печалей – люди стремятся охватить за жизнь, как можно больше. Разного, интересного. Для чего-то, для каких-либо свершений, для понимания самого себя.
У многих людей на слуху такое понятие, как медитация. Что это такое, ответят многие. Но, как показывают практика, и разнообразные косвенные свидетельства (описания практик медитации в литературе; рассказы людей, переживавших опыт медитации, и т.д.), понимают медитацию люди очень разно.
Для кого-то, медитация – это погружение в себя, с обязательным полным расслаблением членов, закрытыми глазами. Под музыку, и желательно в тёмной комнате с зажженными ароматными свечами.
Кто-то, не мыслит медитационного процесса без материальных элементов, на которые можно смотреть (медитировать), которые помогают войти в нужное состояние посредством прикосновения; ритмичного повторения каких-либо действий; танца, движений тела, и т.д.
Иногда встречаются вопросы, касающиеся медитационных практик, техник следующего толка: Может ли человек, не имеющий отношения к магии, заниматься медитацией? Допустимо ли это? Не нарушает ли такой человек каких-то магических законов? Не опасно ли это – для здоровья физического, и душевного, особенно?
Дон Хуан, как-то объяснял Карлосу, что что бы не происходило, сколько бы времени ты не прожил, ты будешь жить здесь, и сейчас. Ты – человек, и проживаешь свою человеческую жизнь на планете Земля. Примерно тот же принцип, заключается и в медитации. Погружаясь ли в себя, проникая ли в какие иные миры, параллели, человек всегда остаётся человеком. Магия же, с которой соприкасается человек в процессе познания себя, или мироздания в целом – это естественный для него процесс, который, как каждый может убедиться, он всегда способен контролировать. Было бы желание, как говорится.
Допустить, дать себе возможность, отпустить самое себя, в конце концов – это и есть главная цель практически любой медитации. Ведь только открытое, не отягощенное ничем лишним, и способное воспринимать сознание, способно получать необходимые ему знания. Открытое сознание позволяет любому человеку увидеть.
Что конкретно человек может увидеть – это зависит от того, для чего медитация осуществляется. А, вот сам принцип явления искомых знаков, символов, призванных быть ответом на изначальный вопрос конкретной медитации, как правило, не имеет ничего общего с двумя аспектами. Логикой, и конкретикой. Уже по этим двум факторам, подчас возможно бывает понять, что перед нами не просто «какое-то явление», но, самый настоящий знак – ответ.
Для вхождения человека в необходимое для медитации состояние, многие практики рекомендуют разнообразные техники. Намеренное усложнение действий, чаще всего оканчивается неудачей, или ошибками в интерпретации явившихся образов, или осознаний. Самым же действенным, несмотря на кажущуюся простоту и сложность одновременно, был, и остаётся способ наблюдать Воздух. Фиксировать своё зрение, своё сознание на одном единственном – на Воздухе перед собой. И, не допускать, чтобы являющиеся аспекты отвлекали, сбивали с прямого пути. Как ни странно, именно такая техника максимального сосредоточения, способствует искомому расслаблению сознания. И духа.
Когда сия техника будет доведена до автоматизма, вхождение в состояние медитации перестанет быть вопросом.
***
Пример: Практикующим таромантику людям, нередко бывает интересно работать с таким важным аспектом Таро, как медитирование на Арканы (суть – погружение в них), для получения более полной, подчас уникальной информации о них. Сама по себе практика «погружения» - это, не что иное, как расширение сознания, для возможности увидеть за пределами видимого обычным взглядом. Проще говоря, если предположить, что мозг (ответственный за сознание), осуществляет свою работу на (примерно) 10-ть процентов, то в процессе медитации, как ни странно, но процент возрастает.
Итак, медитация на Арканы Таро. Символы, нанесённые на изображения, могут служить знающему гадателю дополнительными подсказчиками, щедрыми на «специи» к основному «блюду» - значению Аркана. Однако Таро, как каждый столкнувшийся с этим явлением, наверняка понимает, всё же, инструмент магический, и определённая доля тайны, по определению присутствует буквально в каждой карте, составляя в итоге, суть колоды Таро в целом. Если бы это было не так, и колода Таро являлась бы сугубо психологическим, чуть ли не медицинским справочником, отвечающим на любые вопросы прямо, простым и понятным языком, то, скорее всего, мы не увидели бы именно того символьного и визуального ряда на классических изображениях. Тех «картинок» на Арканах старых классических колод, и, как следствие, не получили бы гадатели в распоряжение новых, некоторых вполне талантливых колод Таро.
Вот, гадатель погружается в медитацию на Аркан Таро. Какой из 78-ми, или, быть может, из 22-х старших Арканов он выбрал – не суть. Любое путешествие, в любом направлении, ко всякому герою колоды будет интересно. Медитация не обязательно должна сопровождаться обездвижением, и погружением в тишину, как уже написано выше. Более того. Общие слова о том, что необходимо отключить внутренний диалог, также едва ли помогу начинающему путешественнику в медитацию – т.е. погружающемуся без «батискафа» в безбрежные глубины самого себя. Нужна конкретика. Отключение внутреннего диалога – это не переключение «реле» на тумблере. Это способность не подвергать критике, анализу, и сомнениям те мысли, порой оформленные в слова, что приходят к тебе в миг/во время медитации.
Образы, явившиеся медитирующему, как правило имеют иносказательную форму, и интерпретации – осмыслению подлежат позже, не в само время медитации. Некоторые детали изображений на, казалось бы, досконально известных, и множество раз рассмотренных, изученных изображениях, буквально проявляются из небытия вдруг, внезапно, и, часто именно тогда, когда гадатель занят изучением, или работой по некой смежной тематике. Так бывает – такая перекличка разной природы миров, когда насущный вопрос, ставящий человека в тупик, неожиданно бывает разрешен с помощью, казалось бы, никак не относящихся к вопросу Арканов Таро.
***
То, что все 78 карт – Арканов Таро разделены на специфические группы, видно невооруженным взглядом, буквально бросается в глаза, едва приступаешь к изучению колоды. Обособленно всегда стоит старший Аркан Дьявол. Потому, прежде всего, что сам центральный персонаж неоднозначен, мало понятен, по определению имеет природу «тёмную» не земную, но живёт-то на Земле. В умах, и в сердцах земных людей.
Пятнадцатый Аркан стоит между Арканами Умеренность, и Башня. Принципиально разными по темпераментам Арканами. «Внутренняя шестёрка» Дьявола предопределяет момент выбора. На какой ты окажешься стороне? Что выберешь? Толи покой умеренный станет тебе приютом, и ты лишь позволишь себе «замочить ножки» в Воде – в стихию чувств не погружаясь полностью, но, дозировано разливая по кувшинам чувства, будешь равновесие хранить. Толи напротив, разрушишь в один миг всё то, что составляло твою жизнь, и ценность, и основу. Разрушишь в пыль, но не «искусства ради», а для того, чтоб новая жизнь зачалась, зародилась. Две крайности, а суть одна – земная жизнь. И Дьявол пятнадцатый, в центре неё – управитель, организатор, куратор.
Это, безусловно, касается только пятнадцатого Аркана колод, основанных на парадигме конкретных религиозных правил. Но не все Дьяволы, дьявольские фигуры на изображениях XV-го Аркана одинаковы. Одна из самых насыщенных по скрытой символике колод Таро – это колода «Универсальное Таро», авторства А.Э.Уэйта, в исполнении художницы Памелы Колмен Смит. В ней, старшему Аркану Дьявол добавлен дополнительный символизм, мало упоминаемый, и не просто определимый взглядом – в глаза бросается, да, но для того, чтобы проникнуть вглубь его интерпретации, мало просто рассмотреть изображения Арканов. Нужно проникнуться самой сутью стиля, в котором выполнена вся колода. Подобных «меток» в колоде немало, но, вернусь Пятнадцатому старшему Аркану.
Посмотрим на ладонь правой руки Дьявола, раскрытой и обращенной к зрителю. Пальцы этой руки сложены в знак, согласно одним интерпретациям, противоположный знаку священного благословения; согласно иным – в виде знака магического управления, под лозунгом «Ты в моей власти!».
Но, на самой ладони начертан ещё более «говорящий» символ. Его-то, чаще всего обходят стороной интерпретаторы – гадатели, тарологи не придают ему особенного значения. Тем не менее, на ладони Дьявола выписана целая формула. А именно: два самостоятельных символа – крест и ключ, расположенные один за другим. Интерпретировать объединение этих двух знаков по-разному. Поскольку нам известно, что крест, как символическая фигура, является христианским символом, олицетворяющим распятие Христа, попробуем трактовать его в этом ключе. Кстати, о ключе – согласно евангелиям, ключи от рая отдал Иисус апостолу Петру.
Таким образом, смертию смерть поправ, получаешь заветные ключи от рая. Но, при чём тут Дьявол?
Смерть Иисуса есть тайна. Жертва во имя искупления, или первый опыт осознанного перехода человека, из одного состояния (физического тела), и из одного мира (земного) в иное состояние, и иной мир. Физическое превращается в духовное, а земной мир сменяется на небесное существование. Душа воспарит к небесам, приблизится к Всевышнему. Эту тайную мистерию, Дьявол открыто демонстрирует людям, раскрыв свою ладонь. Но, он же и лишает их благословения, если устремятся, следуя формуле, туда, где раньше времени их никто не ждёт. Пока доступ закрыт, но велик соблазн. Духовная скрепа на длани падшего ангела – пропуск не в рай, отнюдь нет.
Интересно, что если в прямом положении старшего Аркана XV-ть мы видим приведённую формулу, то в перевёрнутом положении, последовательность данных знаков образует греческую цифру 4. В нумерологии, это число Агриппа Неттесгеймский в своём труде «О сокровенной философии» описал, как «... означает устойчивость и прочность. Его надежность представлена квадратом - сторонами космоса, временами года и элементами "огня", "земли", "воздуха" и "воды". Это самое примитивное число». Современные нумерологи с ним не спорят, также определяя основными свойствами Четвёрки гармоничность, устойчивость, определённую косность, но, те не менее, в целом стабильность.
Старший Аркан Дьявол в перевёрнутом положении едва ли свидетельствует о положительной стабильности. Но, как знамение фатальной стагнации, зафиксированного в вечности бездействия, суть которой смерть духа, может стать.