На определённую трансформацию представлений о действительности и о себе может оказать влияние каждый Аркан Таро. Впрочем, как и всякий элемент любого иного мантического инструмента. Но только Смерть меняет условия в целом, а не только отдельную единицу.
Тот же Аркан Страшный Суд символически "захлопывает крышку гроба" персонально над головой героя, а Мир предоставляет настолько отвлечённые от личностного условия, что их влияние на конкретного персонажа предстоит определять с помощью дополнительных Арканов.
О причинах такого мощного воздействия на людей Аркана XIII долго гадать не приходится. Одна из основных версий о суевериях связанных с этим числом отсылает к Библии. 13 человек, присутствовавших на Тайной вечере - Иисус и 12 его учеников.
По иной теории, отягощение значения числа 13 связано с историей ареста рыцарей тамплиеров, произошедшего 13 октября 1307 г.
Наконец, самая непопулярная, но, тем не менее, заставляющая задуматься версия о годичном цикле, и религиях - Кельтском Язычестве, и Христианстве. Как известно, годичный цикл по кельтскому календарю насчитывает 13 месяцев, а началом года принято считать ночь не с 31 декабря на 1 января, а ночь с 31 октября на 1 ноября, и к возникшему намного позднее празднику - party Halloween это никакого отношения нее имеет.
В числе 13 (XIII) намного больше загадок, чем кажется на первый взгляд. Числа 1 и 3 сами по себе представляют полярности, так как Единица, это число личности, однозначности, прямоты (прямая), тогда как Тройка символизирует три временных континуума - прошлое, настоящее, будущее, и имеет символ треугольник. Ни одно из упомянутых времён не может быть рассмотрено с позиции однозначности, присущей Единице, и это так же неслучайно, поскольку в Тройке содержится 3 Единицы, и каждая несёт в себе значение своей правоты.
Римское написание числа XIII и того более "забористо". Во-первых, в начале мы видим символ Х, или крест. Он же, вероятная предтеча круга, но в статике.* (*при ускоренном вращении Х, вскоре исчезнут очертания и детали этой фигуры, и перед глазами возникнет подобие воронки, клубка - подобие круга, округлый элемент).
Сам по себе, этот символ состоит из двух прямых, или из четырёх коротких прямых отрезков. Каждый по отдельности, является определяющим конкретное время, либо аспект символов, вероятно, несущим в себе определённое значение. Три следующие Единицы, это прямые со своим правом, а значит, определённым вектором движения. Однако все они не равны между собой, так как первая I находится в начале, она условно "открывающая", а значит, главная (лидер). Однако, в числе в целом, она появляется не первой, вначале стоит, как мы помним, Х. Стало быть, лидерские качества I (условно) первой под сомнением.
Вторая I расположена между двумя подобными себе числами. Она защищена с двух сторон, но и менее свободна, а значит, менее самостоятельна.
Наконец, третья I - замыкающая. У этой, перспектив намного больше, чем у остальных символов данного числа, но, может ли она использовать их по назначению? Развить самостоятельно, без участия остальных знаков числа XIII? Едва ли. Посему, становится символом нереализованного потенциала, неудачи, опасности.
В изображениях аркана XIII множество деталей, и это не только сейчас, когда, честно говоря, во многих колодах лепят буквально, что хотят, потому как могут - есть деньги это издавать, и тиражировать. Однако в Аркане Смерть без деталей не обойтись, ибо всё очень конкретно, и пропустить такой момент непростительно.
Вот, на старом Аркане Смерть в старейшей (пока не "вылезла" какая-то новая информация) колоде Таро Висконти Сфорца, Смерть представлена (вероятно! если это вообще она!) в виде скелета, с палкой в правой руке (как у Дурака), и чем-то подобным хлысту или канату в левой. Именно это изображение хранится в музее MorganLobrary. Другая Смерть (Cary-Yale) тоже скелетированная, скачет на коне по усеянному травмированными людьми полю. Несколько отличаются друг от друга изображения, прямо скажем.
А на Аркане XIII в марсельской колоде Николя Конвера, уже происходит объединение - здесь Смерть и "шнец, и жнец", и скелет косит головы, и травмирует валяющихся людишек на поле, и никаких коней не наблюдается.
Итак, что мы видим: скелет избирается главным символом смерти, и делается это по относительно логичным причинам. Во-первых, таким образом, смерть универсализируется. Стираются любые половые признаки, и иные идентификационные черты. Во-вторых, скелет наименее травмирующий воображение образ смерти, зачастую принимающей крайне неприглядные формы. И, наконец, в таком образе не углядеть ни собственных черт, ни вообще не провести лишних параллелей. Однако, именно так Смерть становится всеобщей, она касается, как буквально - своей косой, так и в принципе, всех.
Чем же важны все эти детали, и дают ли что-то для понимания сути картины? Естественно. Отрубленные части тела здесь - обрубание возможностей. Буквально, как способности что-то изменить, так и использовать свои прижизненные возможности (чины там, ранги, статус). Отрубленные головы того буквальней - отрубание мыслительного процесса, как такового, а также, трансформация мыслей. Изменение сознания.
Трансформация представлений о мире и себе в нём, в связи с: изменившимися условиями, иным углом зрения, становящимся возможным при перемене положения (и неслучайно, предтечей этого Аркана становится именно Повешенный).
Впрочем... Ах, зачем это всё! Для чего копаться в символизме чисел, и прочих малопонятных значков, которыми напичкана жизнь. Не проще ли, использовать их все по прямому назначению, и не заморачиваться?