Книг о Таро много - хороших и не очень, и на одно только распознавание достойной внимания литературной продукции по теме, тратится много сил, времени и денег.
Когда пишешь для целевой аудитории, для так или иначе осведомлённых с темой людей, основной задачей является либо передача информации, либо желание диалога, "разветвляющегося" на: поиск единомышленников; желание удивить новыми наработками; потребность в славе; привлечение клиентов, и, возможно, что-то иное. Когда же книга ориентирована на людей не сведущих в теме или вовсе негативно к ней настроенных, основными задачами становятся: заинтересовать, ознакомить с предметом, прояснить цель исследований.
В книгах, которые профессионалы пишут для профессионалов - свои особенности, в тех книгах, что создаются для новичков - "учеников" свои. Но все их объединяет одно: априорный интерес к предмету, включающий некоторые знания, почерпнутые из разных источников. Личный опыт, связанный с картами, собственное мнение о предмете, включающее и отношение к мантике, как таковой, и к мистике в целом, а также, зачастую и к ряду персоналий, связанных с предметом изучения. Как можно убедиться, всякий труд подобной тематики изначально "отягощён" чрезвычайно многими условиями. Автор должен быть уверен, что, во-первых, его тексты не повторяют тексты предшественников, писавших на эту тему. Во-вторых, не уступают им ни по смыслу, ни по форме изложения. В третьих, не противоречат ранее проведённым исследованиям, а если всё же оспаривают их, то должны быть жестко аргументированы и подтверждены исследованиями. То есть, в случае потенциальной полемики с иными источниками, от автора потребуется на порядок больше доказательств.
С одной стороны, это, безусловно, правильно, т.к. контраргумент изначально вторичен, и, по сути, не самостоятелен. Автору придётся, желает он того или нет, вступить в полемику со множеством сторон, как заочно, так и очно, подчас. Предстоит так же, дискутировать с самим собой, потому как здравомыслящий человек, как правило, не принимает собственные суждения за истину "в последней инстанции".
В результате, если рукопись всё же будет окончена, и книга увидит свет, это практически наверняка станет событием и найдёт, как своих сторонников, так и несогласных оппонентов.
Этот текст не для популяризации Таро. Не для привлечения большего числа адептов или клиентов тарологов. Смысл его, в ознакомлении с предметом интереса, страхов и домыслов многих людей. Едва ли на это произведение обратит внимание человек, для которого предсказания и мантические инструменты, в принципе, неприемлемы и находятся под запретом. Людям же, профессионально подходящим к предмету исследования, данный текст может быть интересен, как в целях ознакомления с авторским видением вопроса, так и в качестве гипотетической полемики, включающей и возможный диалог с какой-то своей аудиторией, не посвящённой в предмет исследования.
***
Мантика в целом широкая парадигма, охватывающая ряд инструментариев и сопутствующих тем. В данной связи, люди делятся на тех, кто интересуется Таро и нет. Причин отторгать от себя тему, на самом деле, существует не меньше, чем быть ею увлечённым. В этом вопросе не может быть "правых" и "не правых" людей, так как здесь мы вступаем на зыбкую почву психологии и отчасти духовности.
Если тарологи и не занимающиеся исследованием предмета практики гадатели в принципе договорились о том, что собой представляет Таро, то, что же, на самом деле, думают об этом те, кто не в теме, почти не известно. Частные случаи не в счёт, т.к. "общественное мнение" складывается из тенденций, а для того, чтобы их знать, нужны соответствующие исследования и статистика.
Помимо непосредственно практиков и теоретиков темы, кроме несведущих и не заинтересованных людей, существует и группа, находящаяся как бы между вышеупомянутыми двумя. Стоит определиться, как называть людей, слышавших о Таро, интересующихся темой, но опасающихся возможных негативных последствий контакта с этими картами. Поскольку многие люди не отторгают от себя тему в принципе, и, как сказано выше, интересуются, но глубоко не внедряются в связи с опасениями, порождёнными незнанием, при удобном случае, как правило, являются активными клиентами гадателей. Кроме того, посещают тематические лекции, порой даже приобретают и сам инструментарий, колоды Таро. Однако, что со всем этим делать не знают, отчего нередко начинают фантазировать на тему, порождая всё больше кривотолков.
На мой взгляд, уместно было бы называть таких людей "Фортунки", по аналогии с одноименной картой в известной азартной игре. Задачей “Фортунки” является показать в раскладе ближайшее будущее. Так же, как правило, и "люди - фортунки", на консультации у гадалок интересуются будущим, и почти никогда причинами или следствиями событий. В этом нет ничего дурного, ибо заставить человека осознаннее относиться к жизни и судьбам невозможно, да и неправильно это. Тем не менее, сами того не подозревая, они могут негативно влиять на отношение к мантике и дивинации, к картам Таро, и непосредственно к гадателям, косвенно и от незнания распространяя неоднозначные и часто негативные суждения.
Люди, общество склонно к осуждению, а судить принято "системно". Не секрет, что так повелось, что злом и негативом принято считать непонятное. При этом, примечательно, что сами гадатели едва ли делают свою работу тайно. Напротив, во всём мире эта тема широко обсуждается и найти информацию не представляется проблемой. Так откуда же берётся такое количество ложных представлений о Таро, как о вредоносной практике?
***
Для начала, стоит обратиться к истории. В прошлое полезно обернуться всегда, ибо большинство текущих задач и вопросов, раз за разом повторяются в человеческом бытии. Со времён Святой инквизиции минуло несколько столетий, но то и дело, в речениях современников можно заметить отсылки к распространённым в то время тенденциям. Гонения на ведьм не были оборотом речи, они происходили фактически. В настоящей же действительности, гадатели по-прежнему отнюдь не защищены от вербальных и физических нападок ни законом, ни даже и моралью. Не совершая ровным счётом ничего противозаконного, люди, практикующие работу с картами, стоят где-то на рубеже между законом и беззаконием. И это "козырное" место они заняли вовсе не по собственному желанию. Народ, толпа, как встарь "удобно" записывает во вредители и враги всех, кто хоть чем-то отличается от большинства. Практикующие с картами люди и теперь не защищены от вероломного нарушения своих прав. В местах общественного пользования, где они не нарушают правил, прописанных в государственном законе о порядке, гадатели являются самым незащищённым контингентом. Работники общественных заведений, в любой момент могут вмешаться в деятельность гадателя, (повторюсь: не нарушающего правил поведения в общественных местах!). Заставить покинуть заведение или пересадить на другое место; публично подвергнуть своего рода остракизму. Морально дискредитировать, в конце концов.
При этом, в любой подобной ситуации действует "железный аргумент": "Статья 148 УК РФ. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий", называется.
То, что упомянутая деятельность гадателей фактически не затрагивает ни одного пункта данной статьи, оказывается вторичной при столкновении с законом и исполнителями его. Так откуда же, собственно, при подобных условиях может взяться "прозрачность", "открытость и доступность" деятельности мантиков и магов? Едва ли у условно нормального человека вызовет большой интерес предложение "пойти туда, не знаю, куда". А именно так будет выглядеть предложение посетить тематическую лекцию для людей, ни сном ни духом не знающих о теме.
Давайте, мы, кто и в теме, и в "доле" попробуем разобраться, чем же отличаются гадатели от людей в теме не сведущих, и отличаются ли. Я верю в теорию "пяти рукопожатий". Быть может, эти "пять" по цепочке приведут и к целевой аудитории :)
***
Как происходит сеанс гадания или консультация на Таро. По сути, это процесс подразумевает оказание услуг одним человеком (гадателем) другому (вопрошающему). Консультация — это освещение вопроса, с целью его прояснить и обнаружить некий "результат". Почти, как на консультации у врача: человек сообщает о своей проблеме и задаёт вопрос, как её решить. Врач выясняет детали, ставит диагноз и назначает лечение. Однако на консультации у таролога - гадателя, вопрос человека может и не звучать. Подчас практики озвучивают его сами, чем, вероятно, смущают или пугают пришедшего. Как это возможно? "Карты всё знают"... Именно этот ответ сам по себе "вредительский", потому как "знающие" карты, явление само по себе пугающее. Мало кому понравится, что его секреты известны какому-то бездушному инструменту, картам, а через них и незнакомому человеку, гадателю.
Естественно, консультант не станет с первых же слов рассказывать клиенту, как и где обучался мастерству. Сколько книг прочёл, какие лекции прослушал и практикумы прошёл. Он выдаёт результаты, и чем они точнее, тем более тревожат вопрошающего. Подумать только. Человеку приходится в момент разобраться, с чем имеет дело: перед ним чудо, это творится волшебство или обман?
Посвящать клиента в тонкости гадатели, как правило, не спешат. Человеку несведущему мало что скажет определение "Йод, Хе, Вау, Хе". Он не поймёт, а лишь может воспринять на веру, если гадатель сообщит ему, что загаданное путешествие может не состоятся, поскольку на процесс выходят Колесница с Колесом, а сигнификатор - перевёрнутые Влюблённые. Ведь даже если начнёт вопрошающий вникать, присматриваться к картам, задавать вопросы, на то, чтобы объяснить, что несмотря на название "Колесо Фортуны", Аркан говорит отнюдь не об удачном стечении обстоятельств и привычном обывателю понятии "фарт", но о многомерном и сложном определении - судьбе, требуется немало времени. Судьба же, ещё и "одушевлена" и имеет собственную мифологему. Кроме того, сигнификатор, (ой, а что такое сигнификатор?!*) указывает на упущенные возможности, потерянное или пропущенное время.
Человеку не так-то просто понять, как можно увидеть будущее, которое ещё не наступило. Вопрос ведь касался предстоящей поездки. При чём тут судьба? Как может идти речь об упущенном времени, если оно ещё не наступило?
Тем не менее, если рассчитать квинтэссенцию старших Арканов, (продолжает гадатель, а наш несчастный вопрошающий "завис") поездка ещё может сложиться, так как в игру включается знаменитый таинственный Двадцать третий Аркан. Если проявить сейчас лихость и креативность, можно суметь спасти положение, (но вопрошающий, скорее всего, уже убежал от испуга).
Подобные шуточные ситуации не редкость на консультациях, особенно, когда человек приходит впервые. Если в нём или в ней пробудится интерес, есть вероятность, что человек пойдёт дальше, приступит к изучению системы Таро. Так и поймёт, как из одних и тех же картинок складываются разнообразные истории людей. Либо не пробудится, и не поймёт. Предпочтёт ориентироваться на более-менее привычное понимание процесса гадания, как "чуда", а консультанта будет считать волшебником или ведьмой.
А мы и не спорим! Нам, в общем, как правило, известна и история происхождения самих этих определений, и суть их так же ясна.
И всё же, всё же... Даже если все мы, люди, между собою договоримся и отбросим ложные представления, способствует ли это пониманию таромантики?
***
78 карт - 78 "говорящих" картинок. К любой колоде полагается брошюрка с кратким описанием каждой карты (их принято называть "Арканы", предположительно от латинского слова arcanum, тайна). Составить первое впечатление и узнать базовые значения нетрудно, однако новичка тут же настигнет иная напасть. Как понимать одни и те же карты, применимо к разным обстоятельствам?
Да, в тематической литературе, либо посвящённых конкретным колодам, либо системе Таро книгах, находятся мини-справочники распределяющие значения Арканов по темам: здоровье, любовь, работа, деньги, etc. Эта, видящаяся практику вредительской система распределения, безусловно, что-то может подсказать начинающему гадателю. Но если этот человек остановится в изучении на этих однозначных определениях, его расклады будут безынтересны, однообразны и довольно сомнительны, т.к. ситуации всегда бывают сопряжены с многообразием личностных факторов. Характеров людей, их чувствами, провоцирующими действия и так далее. Поэтому, останавливаться на единожды замеченном значении того или иного Аркана никак нельзя. Все люди разные, а ситуации, в которых они оказываются, меняются, в зависимости от чувств и их следствий, поступков конкретных людей.
Итак, не заучивать, а постигать суть — вот основа понимания Таро. Наиболее уместным и удобным, кажется обозначение Арканов глаголами - по действию, а также набором прилагательных и существительных, могущих быть применимыми в различных обстоятельствах.
Простой пример: старший Аркан IV Император. Слова Аркана: власть, строгость. Учреждать, править. Всего четыре слова, характеризующие Аркан, как показывает практика, могут быть применимы к обстоятельствам не пересекающихся между собой свойств.
Для примера, рассмотрим типичные темы вопросов:
1. Личная жизнь. Взаимоотношения в семье.
Человек или характер взаимоотношений определённый Арканом Император, выдают структурированные "иерархичные" отношения, в которых есть ярко выраженный лидер, (скорее всего, обозначенный Императором). Сантиментам, романтике и капризам в этих взаимоотношениях не место. Главное, разум, "хозяйское право" и порядок.
Однако всё не так страшно, как кажется на первый взгляд. Если вдуматься, то все упомянутые свойства имеют и собственные "тени" - альтернативы. Власть уравновешивается порядком, а значит, "второй половине" Императора не грозят неожиданности, могущие быть и неприятными. Строгость подразумевает порядок и, как правило, накладывает отпечаток и на личность "строгого" человека.
Учреждать, т.е. устанавливать какие-либо порядки, в межличностных взаимоотношениях, как правило, подразумевает узаконивание их, прежде всего. С мужчиной, чей сигнификатор Аркан IV не придётся долго дожидаться предложения "руки и сердца", а для многих женщин, как известно, это важно.
Править же, мужчина или женщина, (Арканы не имеют строгих гендерных соответствий в раскладах, и могут становится сигнификаторами людей, не соответственно их полу) будет в отношениях - семье, на работе, во всех делах. Та, кто мечтала о муже "главе семьи", в представителе этого Аркана найдёт свой идеал. Мужчина же, восхищающийся эмансипированными женщинами, будет в восторге от женщины - Императора, умеющей построить бизнес, дом, семью и саму себя.
2. Финансы и работа
Ответы, которые может дать этот Аркан, кажется, лежат на поверхности. Император — это верховная власть. Правитель империи, сложного государственного образования, объединившего в себе многие территории, народы и культуры. Чем масштабнее, грандиознее "сооружение", в данном примере — это государственная структура, тем, естественно, большими материальными ресурсами обладает. Однако это означает так же и то, что для укрепления и сохранения этой структуры, требуется не меньше вложений.
И так далее. Обязательно ли прочесть описания примеров ситуаций, чтобы в нужный момент, провести параллель и найти нужные ассоциации со своими личными историями? Едва ли. Как я не устаю повторять: Жизнь богаче вымысла.
Прав был Марк Твен, как и все те, кто по-своему интерпретирует следующее высказывание: Правда невероятнее вымысла, поскольку вымысел должен быть похож на возможное, а правда нет.
***
Какую тему ни возьми, для истинного понимания её нужно одно: зреть в корень. Существует множество приколов, т.н. "мемов" на эту тему. Высмеивая, люди подбираются к искомым ответам, не замечая их. Это же, практически феномен забытого слова "Мутабор"! Подобно тому, как в сказке о халифе, превращение - собственно, самая очевидная подсказка, было на лицо, так и тут. Мы имеем вопрос, а значит, нам известна и тема, к которой тот вопрос относится. Так, очевидно же, что ответ на него находится не где-то "там", за пределами вопроса, а в самой его тематике. В корне её, в начале, истоке.
Только когда человек научится символически подниматься над своими проблемами, ему откроется полная картина непосредственно "вопроса" и найдутся и исток, и выход. Самый невероятный, быть может, но, точно не "зеркальный" тем, что были найдены когда-то кем-то.
Для того чтобы погружаться в тему исследования, искать и находить, разрабатывать и создавать, она должна перестать быть для человека эгоцентрическим элементом, подтверждающим его болезненное чувство собственной важности и значимости. Пройти свой mutabor и измениться самому. Начать видеть и слышать тем взором и на тех языках, что способны узреть. Степеней такового превращения существует множество, а границы, до коих человек готов дойти, есть право выбора. Выбор этот, не чета тем, что готовы дать людям государственные власти и другие люди, и, возможно, это и есть главное отличие меж теми, кто "там" и кто не приближается. А let itbe или нет, ни в книгах для "профессионалов", ни в брошюрах для "новичков" не написано. Решать каждый будет для себя сам.