Один из наиболее распространённых вопросов о Таро, с которым мне приходилось сталкиваться, это вопрос о двух старших Арканах - Правосудие и Сила. Точнее, нет, не так. Правосудие (она же Справедливость, она же Юстиция, она же Баланс, она же - Валентина Понеяд и т.д.), и, опять таки, Сила, или Жизненная Сила, или Страсть, или, или, или.
Мало того, что два этих старших Аркана Уэйтом, на основе соответствий принятых в Ордене Золотой Зари, были поменяны местами, так ещё и единства в названии не наблюдается. Никто ведь всерьёз не полагает, что правосудие и справедливость синонимы, верно? :)
Понимание этих двух Арканов, безусловно, не основывается исключительно на их именах. Смысл их находится глубоко в недрах системы, включающей в себя астрологические и нумерологические, каббалистические соответствия, и, по сути, представляющей собой справочник-путеводитель философско-социального толка, щедро снабженный магическими значениями. Суть Арканов зарождается не в вакууме, но находится в крепкой связи с предыдущими картами. Соблюдается логическая последовательность переходов значений, одно цепляет другое, следующее, так, приводя в итоге к некоему общему "знаменателю", дабы затем пуститься по новому витку бесконечной спирали.
Многие дискуссии возникали на тему "справедливости" нахождения Силы под номером VIII. Постепенно ли, или же так повелось с самого начала, Аркан стали понимать, как аспектирование грубой силы. Физическое и психологическое урегулирование страстей. На первый взгляд, кажется логичным и нахождение Аркана Справедливость под номером XI. Этот старший Аркан условно перешагивает рубеж земного и высшего миров, так, становясь вправе оперировать таким понтием, как "справедливость", в принципе. Однако т.н. "рубежи" столь же условны, сколь и "имена" данные картам. Справедливость столь же легко меняется на Правосудие, лишь только создаётся карточный расклад и гадатель, вместе со своим вопрошающим, вынуждены "спуститься с Небес на Землю", дабы исследовать бытовой вопрос.
Во французской системе Таро, к коей принадлежат старейшие образчики колод, Правосудие, Юстиция находится под номером VIII. В условных, опять таки, пределах земной реальности, где закон чинят правоохранительные и юридические органы. Аркан Сила, при этом, занимает порядковый номер XI и видится логичным продолжением "беспредела" Колеса Фортуны и "причиной" - предтечей Аркана Повешенный.
Алистер Кроули даёт ярко сияющий "маячок". Конкретика, прямое указание, что за "сила" правит бал в одноимённом Аркане, именовав его "Страсть", и в лучших традициях "французских реалий", расположив этот Аркан под номером XI.
Однако пройдёт совсем немного времени, и о данной конкретике подзабудут. В последующих колодах, во многом заимствовавших кроулианские соответствия в том числе, акцент в понимании Аркана Сила будет смещён с физического аспекта на внутренний, духовный и душевный. В этом выразится и массовое отношение к сексуальной составляющей жизни, и, что ещё печальнее, стремление к упрощению, за счёт создания иллюзии глобальности.
Последнее, в принципе, вполне укладывается в парадигму инстинкта самосохранения. Сохранения через прятание "дерева в лесу". Сокрытия частного главного, за счёт растворения его в общем, и, более того, намеренное нивелирование важности этого частного, путём подмены понятий.
С тех пор, как инстинкт, а сексуальная сторона жизни - это инстинктивный аспект, перестал пониматься людьми, как равноважное начало, могущее служить предопределяющим и весомым аргументом внешних проявлений и внутренних переживаний, и стал едва ли не постыдным фактором, за внешне "прикрытым" порядком поселился хаос. Беспорядок, теперь управляемый не простым и интуитивно поятным сексуальным инстинктом, а разрозненными переживаниями управляемыми разными по своей психологической и ментальной природе единицами.
Каноническим изображением Аркана Сила является женская фигура взаимодействующая со львом. Данное взаимодействие в разных колодах представлено с минимальными детальными изменениями. Лев обыкновенно изображается на переднем плане, а женские руки находятся на уровне головы хищника, в области раззявленной пасти. На некоторых картах, например, колоды в марсельском Таро, мы видим прикосновение рук к пасти хищника. Данный тип воздействия наблюдается и в Аркане Сила колоды Уэйта. Таким образом, возможно мы вправе рассуждать, что человек, наконец, осознаёт собственное участи в процессе урегулирования не только внешних окружающих обстоятельств, но и процессов творящихся внутри самого себя. Появляется элемент ответственности.
Старший Аркан Сила марсельского Таро находится в последовательности под номером XI, а в колоде Уэйта - VIII. Таким образом, понимание Аркана не может оставаться одинаковым. Всякое новое время, олицетворением которого становится очередная колода, наделяет понятия собственными смыслами и образами.
В своей колоде "Пятнашки Дурака", старший Аркан VIII я назвала Медитация. Суть его, гармония, как единство духа, души и тела с природой, обеспечивающие естественный и единственно верный ход событий. Старший Аркан Сила заступит в свои права под номером XI. Женская фигура и крупная "огненная" голова льва являются в нём олицетворением страстей, урегулирование в себе которых, является естественным процессом в последовательности прохождения этапов пути. И если события, творящиеся под эгидой Аркана VIII и управляемы им, были обеспечены предыдущей последовательностью карт и стали следствием пройденных этапов, в Аркан XI мы увидим квинтэссенцию всех пройденных значений, также, как следствие их. Как необходимую частицу единства в гармонии, кое необходимо достичь для обретения чистого видения в последующем Аркане Повешенный.
Для решающей судьбоносной трансформации в Аркане Смерть, и истинной высшей магии Аркана XIV.
Лишь это последовательное, своевременное и правомерное прохождение этапов, позволит сыграть на равных с хозяином лабиринта "Пятнашек". Старшим Арканом XV Диаболус.