О значении экзорцизма в христианстве и иудаизме известно издревле. Изгнание нечистой силы из человека, всегда препоручалось людям, стоящим на страже покоя души человеческой, для последующего препровождения её к Богу. Но также, не называясь экзорцистами, но, по-сути являясь ими, действовали всегда шаманы. Лишь только появился на Земле человек, образовался, как физический организм, появились и противостоящие ему силы. Но самой главной силой, в борьбу с которой вступает экзорцист, является обратная сторона самого человеческого духа. Дух злой, безусловно, но злонамерен он, прежде всего, к самому человеку, на которого нападает.
Способы борьбы или договоренности со злыми духами разные, но суть одна. Человек изгоняет злые силы из себя сам, проводник - экзорцист содействует лишь. Нет силы большей, чем сила духа самой жертвы, противостоящей злу. Но поскольку зло крепко поселяется в самом человеке, для того, чтобы противостоять ему, он должен испугаться, и испугаться, прежде всего, за самого себя. И вот именно в этом, проявляется основная «ахиллесова пята» рода человеческого. Страх, как чувство самосохранения. Самосохранение, как инстинкт, данный человечеству для возможности выживать и длить свой род.
Чувство страха сродни катарсису в том, что отрезвляет. Очищение человек проходит, когда находится в адекватном, более того, обостренном состоянии сознания. Здесь боле нет места дурману страха. Испытывая страх, человек пребывает в одурманенном состоянии, но сей дурман, по иронии Высших задумок, порождается силой, которой человек больше всего доверяет. Силой разума.
Разум считается человеком за силу адекватную и единственно верную, не терпящую сантиментов и допущений. Потому так чётко проведена грань между Разумом и Чувствами. Но плоды разума, мысли, являясь априори непроверяемой величиной, не подвергается сомнению. Оттого теряется адекватность восприятия сигналов, подаваемых разумом. Так появляется необходимость в независимом цензе, в роли которого выступают разного вида экзорцисты.
Практически все практикумы по изгнанию злой или «нечистой» силы из человека, не обходятся без запугивания. Моменты, когда экзорцист пугает злой дух, человек пропускает через себя и сам пугается страшно. Именно этот момент является ключевым во всем процессе изгнания, а также главной проверкой по проведенной работе для самого экзорциста. В случаях, когда изгоняемая сила не подчинена, и покидать человеческий организм не намерена, должного испуга не происходит. Не случается и слома, после которого человек изгоняет из себя чуждую злую силу.
Возвращаясь к уже сказанному о том, что человек должен испугаться, уточню: Пугаясь, человек боится самого себя, не видя и не ощущая злую силу вовне, но именно в момент испуга, сам становясь квинтэссенцией этой негативной силы. Примерно то же самое, происходит в момент катарсиса с человеком, когда он воочию убеждается в том, что он - чудовище, которое должно быть уничтожено немедля. Ощутив это, не самое приятное и терпимое состояние, человек символически убивает себя, перерождаясь в другое существо.
В подтверждение слов о том, что страх злой силы перед изгоняющим - есть порождение сознания самого человека, вернее той части самое себя, которую следует сломать или изгнать, можно привести следующие примеры. Всем известны «энциклопедические» истории о проявлениях «бесов» и злых духов в человеке. А также, почти все знают как, какими собственно способами борются экзорцисты с обуявшими человека злыми силами. Вот тут, как раз интереснейший момент. Злые духи боятся креста животворящего - это известный факт. Но, почему? Не двух же скрещенных палок пугаются злые силы! Это не абстрактная сила боится креста! Но сам человек, в котором произошло нарушение, слом, «поселилась злая сила», пугается известного ему символа. Даже в том случае, когда человек сам далёк от каких-либо суеверных почитаний религиозного или культового толка, в момент обостренного и измененного состояния сознания, подсознание подбрасывает «поленьев» в бушующий костёр и провоцирует соответствующую реакцию.
А случаи, также наиболее часто описываемые в соответствующей тематике литературе, когда человек, попадающие под влияние злотворного духа, обретает сверхчеловеческие возможности? С телом человека происходят странные, аномальные изменения, голос, физические возможности, внешность меняется. И всё это приписывается воздействию потусторонних сил на человека. Однако и в этом таятся нюансы. Человек, как существо мало изученное, содержит в себе множество загадок. Во-первых, само происхождение человека - вопрос без ответа. Оттого и невозможно точно знать, сколько потаённых клеток, которые могут так, или иначе проявить себя, содержит в себе человеческий организм.
Способности, точнее физические возможности человека, буквально каждое десятилетие обнаруживают всё новые и новые грани. Известно, что в момент опасности, средний показатель физических возможностей человека из одной статистической группы, серьезно разнится с показателями людей из той же группы, но находящихся в покое.
Во время очищающего сеанса, человеку, под руководством экзорциста (шамана, целителя, мага) предстоит пройти несколько важных этапов. «Переломаться», как можно это назвать. Например, во время сеансов танатотерапии, человек проходит подобные этапы. Начиная с того, что оказавшись лишенным всех привычных способов получения и восприятия поступающей информации (зрение и слух), но довольствуясь самым непривычным - осязанием, человек переживает первый этап «ломки». Второй этап настигает его, когда он допускает (это происходит машинально, не зависимо от самого человека) момент анализа своего состояния. То есть, работу разума. Этот этап наполняет его самыми неприятными ощущениями, так как заставляет задуматься о своем состоянии. А также, через непродолжительное время (у каждого индивида различное), начинает дополнять сознание образами. Образное мышление, которым, в разной степени обладают все здоровые люди, заставляет человека видеть порой то, что видеть ему совершенно не хочется. Образы во время такого рода ломки, как правило, пугающие и, кроме того, весьма болезненны. Так происходит оттого, что на поверхность, то есть в визуальном воплощении, вылезают самые потаённые, постыдные, грязные страхи и переживания человека. Не всегда, по окончанию сеанса изгнания злых духов, человек немедленно остается в благостном состоянии, преисполненным благодарности своему избавителю. Часто должно пройти время, чтобы человек понял, как важно ему было пережить все стадии катарсиса, для того, чтобы избавиться от своих «демонов» на физическом уровне.
Важно понимать, что процесс избавления человека от гнетущих злых сил - это не совсем целительский сеанс. Спасение «тушки» - не то же самое, что очищение «душки». Разница проста, но ясна не всем. Если физическое тело человека, а заодно и его физическая же болезнь видна, а симптоматика просто объяснима, то душа, как невидимая субстанция, сама по себе ставит барьер между любым целителем и «больным». Во время очистительного сеанса, задействованы, бывают различные стихии, прерогатива той, или иной стихии чаще всего зависит от традиций. Однако более всего работает следующая связь стихийных элементов: Вода - Воздух (вне зависимости от тех стихийных духов, которые участвуют в работе). Испаряясь, Вода преобразуется в Воздух. Воздух здесь - это эквивалент осознанной или ощущаемой человеком силы внутри себя. Злого духа ли, влияющего на состояние и самоощущение. Негативной болезнетворной ли энергии, заставляющей страдать тело и душу. Воздух, как стихия незримая, но ощущаемая, является тем более опасной, ибо способна принимать любой облик, как визуально воплощенный, так и осязаемый или обоняемый. Становясь, какой угодно внешне, эта сила не может быть окончательно уничтожена никакой иной стихийной (равнозначной и равновесной) силой, кроме как воздушной.
Воздух на Воздух - вот равносильная борьба, в которую вступают экзорцист и злая сила. Но важно помнить, что в то же самое время, воздушной силой, с которой борется изгоняющий, является сам человек, из которого таковую силу изгоняют. Соответственно, как процесс растворения злой энергии в человеке, так и последующее изгнание таковой, не может пройти для человека безболезненно. Когда изгоняющий провоцирует человека на страх, он производит, своего рода обезболивающую инъекцию также. Если человек не испугается, то сам момент ухода злой силы может оказаться чрезмерным для него. Страх, как заслон, как зеркальная поверхность, отражающая всевозможные лишние для человеческого разума элементы, является необходимым переживанием.
О том, нужен ли человеку, страдающему от воздействия на него злонамеренной или негативной силы изгоняющий, экзорцист или шаман, речь может идти тогда, когда против такого рода помощи выступают близкие «больного». Также, впрочем, как те же самые близкие люди часто пытаются оспаривать действия медиков и учителей. Однако не верить в Высшие силы и их влияние на людей, отрицать существование таковых сил становится всё сложнее, это замечают даже скептики. Только вот боль, как ответную реакцию человеческого существа на самолечение, оспорить гораздо сложнее, нежели невидимую «болезнь» невидимой души. Посему, все выше описанное, как раз побуждает разбудить противников борьбы с иррациональными силами воздействия на людей.