Индейская сказка. Солнце и Луна
В книге Деметрио Соди нашла интересную индейскую сказку. Историю о том, как появились на небосводе Солнце и Луна. В целом это одна из теорий возникновения жизни на Земле. Но, по сути, история намного глубже, многогранней. Это и психология мифологических персонажей, которые, как известно, часто являются архетипическими прототипами, на которых ориентируются в восприятии друг друга, а также текущих явлений люди.
Мне история, рассказанная в сказке, напомнила о периодах, когда светила оказываются на небе вместе. Я как-то писала об этом: /solnce_i_luna_-_edinenie
Помимо собственного оригинального сюжета, есть в этой индейской истории ещё интересное соответствие. Говорят, Солнце - это мужское (плодородное) начало. О том, что постоянным носителем потенциальной жизни является мужчина здесь: /zabavnye_numerologicheskie_sootvets
Соответственно, принято считать, что именно Солнце - мужское начало, и Луна, соответственно, женское. Но в данном случае всё несколько сложнее. И Солнце, и Луна в этой сказке - Боги. Но Боги ущербные, каждый по-своему. В целом наводит на интересные мыслишки, почитайте.
Сказка
Когда ещё царил мрак, когда ещё не было дня, когда ещё не было света, там, в Теотиуакане, собрались, встретились боги и сказали, заговорили между собой: «Идите сюда, о боги. Кто из нас возьмет на себя, позаботится о том, чтобы был день, чтобы был свет?»
Два бога захотели взять на себя ответственность за сотворение света - Текуксистекатль, «властитель раковин», могущественный и надменный, и бедный и униженный Нанауацин, покрытое язвами и загнивающее божество, отличавшееся необычайной отвагой.
И здесь, в Теотиуакане запылал божественный костер, горевший целых четыре года.
Теотиуакан означает «место, где рождаются боги», или «место апофеоза». Текуксистекатль и Нанауацин должны был броситься в костер, а чтобы превратиться в богов. Нанауацин принес себя в жертву и затем, не колеблясь ни минуты, бросился в костер, а надменный Текуксистекатль струсил и бросился в пепел. Поэтому Нанауацин появился в блеске и сиянии, превратившись в бога Солнца, а Текуксистекатль возродился и стал Луной, символом своей трусости, светилом с блеклым светом. Ни одно из светил не двигалось и не отражало течение времени.
Тогда Боги спросили друг друга: «Как же мы будем жить?
Солнце не двигается.
Как же мы заставим жить людей?
Мы должны придать Солнцу силу,
принеся себя в жертву. Умрем же все!»
И тогда там, в Теотиуакане,
настал смертный час богов.
А когда Солнце засверкало на небе,
Луна упала в пепел.
Когда же она появилась на краю неба,
Папастак закрыл лицо чашкой кролика.