Марсель VS Гигер
Лично я не верю в то, что в иные времена не существовало людей, способных нарушать табу, тем более, такие априори непонятные, как табу на причастность каких-то групп людей к некоему типу бытия. Разделение на классы, ранжирование по принципу "крови". Если бы этого всего не существовало, невозможны были бы революции.
Кроме социальных вопросов, которые рассматривает, например, Марсельское Таро, испокон существовали ещё и вопросы духовности. И вот тут, в игру вступает институт церкви, которая устанавливает очередные границы, разделяющие не только человеческое земное бытие, но и людей друг с другом. Ошибочно полагать, что мир в древности был совершенно не осведомлён о наличии в иных относительно себя точках Земного шара религий и верований, а, соответственно, и верующих во что-то иное и непонятное, людей. Какие-то да долетали отголоски чужеродных "голосов".
Незнание, как это всегда и бывает, порождало непонимание и страх. Соответственно, первое, куда люди обращались за спасением, это церковь. Однако, и это ни для кого не секрет, получить однозначную помощь, не требующую от человека личностной трансформации, в церкви невозможно. И не было возможно никогда. Соответственно, такая элементарная причина, как разочарование, становится тем "запалом", который разжигает большой костёр бунта.
В "топку" отправляются учения и учителя, а на их место, приходит качественная замена - "Я сам". Магия.
Поскольку изначальные "дровишки" всё те же, что и в любой вере, в магии, они просто оформляются иначе. Обретают иные формы, но, по сути, являются всё теми же "дровами": верой, наблюдением за миром - с последующим осмыслением, чувственным приятием или неприятием, управлением - действием. По сути, любое магическое учение есть та же религия, лишь названная по-другому.
Итак, вот мы имеем на сегодняшний момент колоды Таро, представляющие собой сборники насущных тенденций своего времени. Их множество, и каждая относится к определённой эпохе, либо же к разным направлениям одного и того же временного отрезка. Все они решены по принципу актуальных образов своего времени и/или авторов.
Не секрет, что цветовое решение материальных объектов, во все времена было отнюдь не праздным элементом творения. Цвет - это один из аспектов, на котором зиждется человеческое восприятие физических элементов. От того, в каком цвете будет решён тот или иной предмет, зависит и симпатия к нему и, соответственно, решение, приобретать его, например, в хозяйство или нет.
Цвет. Уж, казалось бы, насколько индивидуальным и субъективным должно было бы быть восприятие его. Однако, нет. Восприятие цвета, ровно так же, как запаха, вкуса и формы, зависит от многих внешних и воспитанных внутренних факторов. Так, например, отношение к цвету, у народов разных стран могло меняться в связи с внешними обстоятельствами, в которые люди были погружены на том или ином этапе своего бытия.
Парадные одежды королевских особ европейских стран, естественно, ассоциировались в народе с властью, в первую очередь. Однако, коль скоро речь идёт о параде, например, парадном шествии, следовательно - о празднике, значит, у народа появляется повод отдохнуть от труда и возрадоваться, пусть и не частному благому действу, но чему-то положительному. Соответственно, яркие цвета всех оттенков и блеск, становятся синонимами торжественности, ликования и богатства.
В то же время, тёмные одежды, чёрного, коричневого и серого цветов, чаще всего носили лекари. Тому есть простое объяснение - это не маркие цвета. На ткани тёмных оттенков не столь заметны кровавые или иные пятна. Кроме того, в большинстве стран испокон веков тёмные тона в одежде наиболее актуальны для траурных похоронных процессов. Кроме того, ассоциируются с болезнью и, соответственно, с близостью смерти.
Можно и не углубляться в исторические дебри. Достаточно вспомнить, когда самым актуальным для текущего времени был "мутный" погашенный серый и зеленоватый (хаки) оттенки в одежде, свойственный военной униформе, противовесными "праздничными" цветами становились яркие оттенки всего цветового спектра.
В Таро, мы встречаем великое многообразие цветового решения карт. В особенности, это, конечно, касается колод более современных. Дело тут отнюдь не только в возросших в сравнении с древностью возможностях полиграфии, но в оккультной составляющей мантической традиции.
Я глубоко убеждена, что уже самые первые образчики карт, составляющих колоду Таро, служили не только предсказательным инструментом, но элементом для осуществления процессов практической магии. Буквально, управления людьми и событиями, на уровне симпатического переустройства существующих событий, тенденций и характеров.
Цвета, в данном случае, играли роль актуализаторов - акцентирующих те или иные аспекты элементов.
Таким образом, читается различие между "духом времени" и "психологией времени" - могущих иметь не равнозначные ключевые аспекты. Дух времени охватывает общие тенденции и воздействует на сознание индивидов, тогда как психология времени работает на уровне подсознания, формируя настроения и, соответственно, последующие внешние проявления людей в мире.
Цвета, передающие психологию эпохи и людей своего времени, могут многое сказать, как об индивиде, так и об истинно актуальных насущных тенденциях.
Если мы посмотрим на скудную относительно современных колод, цветовую палитру колод старых, увидим не только слабенькую полиграфию, но и небогатый спектр реальных возможностей, коими располагали современники тех времён. Ассоциации с природными элементами и актуальными для времени аспектами социального устройства, передают систему "Kinder, Küche, Kirche" («дети, кухня, церковь"), актуальную для домохозяек германского консервативного общества минувших времён, и так же достаточно близко к базовым положениям "уклада", переданного в Таро. По крайней мере, до тех пор, пока использование колоды не перешагивает бытовую форму использования её.
Однако ровно с того момента, как каждый без исключения Аркан перестаёт играть роль "бытовика" в раскладе, и перешагивает условный рубеж, отделяющий гадания и предсказания от диагностики, суть исследования и познания мира и самости в нём, kinder, küche, kirche утрачивают свою актуальность безвозвратно. И вот, мы уже имеем философско-эзотерический справочник, вместо хроники временных лет.
Именно такими хрониками, перешагнувшими данный условный рубеж, становится колода Гигера, состоящая из 22 карт, и, по форме, не являющаяся полноценной колодой Таро, в которой, как известно, 78 карт, помимо двадцати двух старших, включающей в себя младшие и придворные.
Почему именно колода Гигера, почему "Таро Бафомета". Дело в том, что именно в этой колоде, наиболее ярко представлены актуальные для сознания людей зарождающегося 21 столетия тенденции в мировосприятии. Технические тенденции "роботизированного" механического мира, в котором истончилась граница между искусственным и живым.
Мы можем воочию наблюдать эту, почти уже исчезнувшую границу в бесконечных достижениях в области генной инженерии и сельского хозяйства. Пластической хирургии и косметологии. На примере набирающего обороты искусственного оплодотворения.
Сами по себе, все упомянутые тенденции не несут в себе ничего негативного. Однако и невозможно отрицать факт, что именно подобные достижения стали ключевыми аспектами творящегося времени.
И если условный "Марсель" ("условный", ибо однозначно определить колоду Марсельского Таро, ставшую именно первой колодой "прообразом" для всех последующих в данной системе невозможно) оперирует простыми, можно сказать примитивными для современного восприятия визуальными элементами, то Таро Бафомета - пример техногенного обобщения актуальных мировых тенденций. Условное "роботизирование" мироздания. Предтеча набирающего обороты цифрового мировосприятия, в котором всё сущее, есть не более, чем модель, способная как к развитию, так и к переформатированию.
Пример данной колоды тем ещё показателен, что именно в ней, как нельзя лучше передана глубокая трансформация, творящаяся с сознанием людей современности. Людей "поколения Z", не могущих строить свои жизни на рельсах старой морали и нравственности. Не сочувствующих и, главное, на уровне сознания, при всём старании не способных принять чувственные элементы минувших времён. При этом, эти "новые" люди более, чем способны на чувства и эмоциональны нисколько не в меньшей степени, нежели люди прошлого.
Просто всё, что составляет истинную актуальность текущего времени для наиболее активных её действующих элементов - "людей своей эпохи" - имеет форму техногенного элемента. Существа, располагающего врождённой "панцирной" системой, в которой, условный верхний "панцирь" - внешняя оболочка, надёжно защищает несколько слоёв внутреннего устройства. Сложносочинённой конструкции, в которой помещаются все прожитые предыдущими поколениями тенденции, как и полагается роботизированным организмам, выдающие нагора наиболее актуальные проявления в положенный момент.
Возможно, именно поэтому, столь резко отличающаяся по своему визуальному воплощению от предшественниц, колода "Бафомета" действительно способна разбирать вопросы на всех возможных уровнях - чувств, разума, духовности и физики.
А Марсельское Таро, как бы мы, гадатели, не восхищались этой колодой, и не отдавали должное почтение мудрости данной системы, всё же вынуждено апеллировать к такому элементу человеческого естества, как фантазия, интерпретируя некоторые вопросы, аспектов которых, на момент возникновения упомянутой системы попросту не существовало.