Сравнивая изображения одной из самых старинных (если не самой) колод Таро Висконти-Сфорца, и одной из современных - Таро Пятнашки Дурака, в некоторых Арканах мы непременно заметим различия, а в иных сходства в деталях, являющихся частями основ трактовок карт Таро.
Считается, что Таро Висконти-Сфорца соответствует французской школе Таро, однако, похоже, лишь в связи с тем, что Юстиции в ней соответствует число VIII, а Силе XI. Но Дураку, нетрадиционно для системы, соответствует число 0, а Влюблённые, старший Аркан VI находятся не на перепутье, но, венчаемы ангелом, с явными отголосками Юстиции (завязанные глаза), а принт мужского платья, подобен платью центральной фигуры Аркана VIII). Так же, в Аркане Влюблённые прослеживается связь с Арканом Императрицы (зелёная перчатка на левой руке женщины на Аркане VI - зелёные перчатки Императрицы).
Создавая Таро Пятнашки Дурака, я изначально не ставила целью соответствие колоды одной из известных систем, непременно важным было вероятные смыслы известных сюжетов, в интерпретации самого времени - разных веков возникновения, и, соответственно, их частичной трансформации.
Дураку в Пятнашках так же соответствует число 0, но изначально предполагаемое, в соответствии с французской системой, его нахождение в конце колоды - предваряя Аркан Мир, либо вовсе после него, здесь меняется. В Пятнашках Дурака Дурак играет во всех старших Арканах, фактически присутствуя в изображениях. Этим подчёркивается драматургическая составляющая Таро, изначально вероятно возникшая, как один из принятых в древности способов передачи информации посредством символов и сюжетных изображений.
Дурак может быть и в начале, и в середине, и в непосредственно перед Арканом XXI, и в этом, его миссия проводника меж мирами. Вольного духа, ищущего... Познания окружающей действительности.
Мне, в принципе, Аркан Дурак представляется не потерянным глупцом, или несуразным веселящимся существом, но, как раз тем, кто познаёт, осознаёт данности, для того, чтобы они стали хоть на йоту доступнее, в принципе.
Посмотрим на Арканы Висконти-Сфорца Таро, и Арканы Пятнашек Дурака:
0
На Арканах 0 в обеих колодах явно видно различие. Дурак Висконти-Сфорца стоит, закинув на плечо дубинку. Никакой котомки, сумы при нём нет, и единственный "мешок" читается лишь у него между ног. И этим, быть может, ему хотя бы чуть соответствует Дурак колоды Марсельского Таро, где к межножию этого персонажа тянется кошка. Не то, чтобы это было прямым указанием на сексуальную подоплёку Аркана, и тем более Таро вообще, но в этом завуалированном намёке на плотскую тему видится само время - позднее Средневековье, или раннее Возрождение. Доподлинно неизвестно, на момент возникновения действительно первых системных игр Таро, был ли уже написан и вышел ли Декамерон Бокаччо, но, что тема сексуальности, плотских желаний, и материи постоянно "фонила" в живом эфире социума очевидно, ведь речь о людях, а мы такие были всегда. Посему, появление этой темы да ещё и в контексте такого персонажа, как Дурак естественно.
Дурак Таро Висконти-Сфорца явно потерянный безумец, и лишь намёк на корону из перьев в его волосах выдаёт причастность к высшему сословию, к королевским кровям, и в этом, можно сказать, есть пересечение и с Дураком Пятнашек, чья корона образуется из его волос.
Миссия Дурака Таро Висконти-Сфорца, по сути, пустота. Очевидная пустота, прибежище страха. Безумие, и бесполезность, как эквивалент вящего страха быть никем, ничем в этой жизни.
Дурак же Пятнашек идёт на встречу опасности, пусть не осознавая её, но несёт в руках эквивалент миссии - золочёный ларец с неведомым содержанием.
Это теперь, когда психология и психиатрия боле не являются неведомыми "псевдонауками" на грани колдовства, и шарлатанства, мы можем рассматривать архетип Дурака, как чего-то нового, оригинального, необычного. В фантазиях безумцев хорошо видеть высокий смысл, с особенным значением, когда потенциально уверен, что всегда сможешь защититься от вероятного в контексте безумия, внезапного столкновения с его тенью.
В этом контексте интересным значением обладает крокодил, известный по Папюсу, и из египетского Таро. Крокодила принято понимать, как силу угрожающую Дураку. Символ опасности, и всячески негативный аспект. Но если войти в контекст учитывая время, то крокодил может быть тем необходимым эквивалентом тормоза для Дурака. Спасением от Дурака, и его безумств, когда никакого спасу нет.
I
Аркан Маг в Таро Висконти-Сфорца сидит за столом с разложенными на нём инструментами. На Маге кафтан и шляпа, он обут, и сосредоточен. Ничто не выдаёт в этом персонаже ни сумасшедшего, ни преступника, ни иного асоциального элемента. Маг - человек, просто человек, занятый, быть может, не самыми привычными для своего времени и общества делами.
Интерпретации Аркана Маг разных колод обычно сходятся в его значении: энтузиазм, активная деятельность, новаторство, и смелость. В изображении едва ли присутствует нечто, выдающее какую-либо необычность изображённого персонажа, и нам предоставляется самостоятельно задать ему значения - поставить задачу, назначить главным, или возложить на него миссию энтузиаста.
***
В Таро Пятнашки Дурака Маг иной. Иной во всех смыслах, не такой, как окружающие ни внешне, ни по сути, но всё же, человек. Это человек племени яйцеголовых - людей, генетически обладающих особенным строением черепа, естественно, влияющим на их умственные способности. Макроцефал управляющий движением самого Дурака, или лишь ему кажется, что он им управляет. Человек, выращивающий цветок - цветок, который многократно появится позже, быть может, несоразмерно с человечьим летоисчислением позже - в старшем Аркане Солнце.
II
Аркан Верховная Жрица в Таро Висконти-Сфорца монахиня бледная с молитвенником под левой рукой, и жезлом с крестом в правой.
Вы замечали, что все условно социальные персонажи этой колоды, непременно расположены на некоем пьедестале, своей формой напоминающем... На удивление, верхушку колонны, на которой стоит ангел в Аркане VI. Но если в случае Аркана Влюблённые мы видим, что это шестиугольник, а на Арканах: II, III, IV, V - видны лишь края с кромкой. На Аркане же VII Колесница, платформа переносится на повозку.
Таким образом, отделены несколько разных типов социальных проявлений: духовное просветление и самопогружение; женское (семейное, материнское) состояние; хозяйственное управление; духовное служение; любовный (партнёрский) выбор; саморазвитие, движение.
***
В Пятнашках Дурака Жрица застигнута Дураком в процессе колдовского творения - управления пауком, символом Дурака и Диаболуса - знаком проницательности, как движущей силы проникновений во все возможные, и невозможные сферы. По сути, паук здесь символизирует магическое управление, как таковое.
Я не называю Жрицу Верховной - нет у ней регалий, как не существует для ведьмы и иерархии, в которой она могла бы их получить. Ведьма Жрица Небесного мира, попасть в который при жизни, значит постоянно быть между, и не быть ни на какой стороне.
Здесь видно существенное расхождение со значениями в Таро Висконти-Сфорца. Моя Жрица символ свободы, а там - апологет служения, о славе агнца могущий лишь мечтать.
III
Главная особенность Императрицы Таро Висконти-Сфорца, которая бросается в глаза, это её наполненность, внутренняя, и внешняя полнота, заставляющая думать, что она заполняет собою всё пространство, в котором физически, или метафорически находится. Однако она же и отстраняется от любых попыток сблизиться с нею - в знак того, на её руках одеты перчатки.
Возможно, подобные перчатки носили женщины, ухаживающие за садом, и в таком случае, это может быть очередной штрих к домовитости, хозяйственности Императрицы. Но в то же время, перчатки эти удивительно напоминают охотничьи, носимые на соколиной охоте. О женщинах, участвовавших в соколиной охоте известно мало, кроме, например, Марии Бургундской - большой любительнице этой забавы, но относится эта история к середине - концу 15 в., чуть позднее выхода колоды Висконти-Сфорца.
Тем не менее, существует вот такой рисунок из труда "Исторический костюм XII-XV веков), на котором изображена флорентийка знатного рода, любительница соколиной охоты (с фрески Таддео Гадди в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции)
Левой рукой Императрица придерживает щит с изображением гербового орла. Такой же орёл изображён на короне Императора.
***
Моя Императрица - Императрица Таро Пятнашки Дурака больше про личное, нежели про власть, или богатство. Власть здесь земная, не публичная, но истинная, она во внутренней силе. Умение расправиться со своими непонятками и неустроенностью, сразиться, пережить, и победить обиды, вольно или невольно тебе нанесённые. Способность понять - самой понять, честно взглянув в лицо всем "недо" - вот это сила.
Если хочешь осчастливить кого-то, сначала надо стать счастливым самому. Иначе, то счастье, что ты будешь выдавать вовне, может оказаться эрзацем, или откровенным фуфлом - не по злобе, от незнания!
Перед Императрицей зеркало в роскошном медном багете в форме головы тельца, как аллюзия к астрологическому знаку. Вторая часть астрологических соответствий на троне Императрицы - это знак Венеры.
Смысловые характерные различия в двух Императрицах очевидны: если в Таро Висконти-Сфорца обращение направлено на зрителя, то в Пятнашках - вовнутрь.
IV
На короне Императора изображён геральдический орёл семьи Висконти, а на платье геральдические кольца. Символизм в облачении Императора и Императрицы одинаков, что указывает на их принадлежность к одной фамилии.
В левой руке Император держит державу, символ духовной и светской власти, обыкновенно являющуюся регалией монархов. Ощущение своей причастности к верховной власти Италии естественно для представителей древнего аристократического рода, как и символическое "назначение" на роль Императора.
Император Таро Висконти-Сфорца представлен в образе старца с окладистой седой бородой. В этом символизме видится значение самого времени существования фамилии, как части государства, и власти над этим государством. В этом проявляется особая мудрость монархии, как таковой, чьей основой является божественное благословение на управление, на власть - не как страсть, но высокое предназначение.
***
Император Таро Пятнашки Дурака изображён в профиль, смотрящим в том же направлении, что и Император Висконти-Сфорца.
Направление едино, ибо суть одна - монаршья власть от Бога, посланная во благо людей, и во имя служения людям.
Знаменитый английский король Генрих II Плантагенет, обладавший масштабным мышлением, и славившийся многими завоеваниями и преобразованиями, по праву представляет фигуру Императора, заложившего крепкую основу для укрепления государства и фамилии.
Визуальная близость изображений двух Арканов Императора, даёт основания предполагать и символическое сходство их значений. Быть может, отчасти это так, тем более такой Аркан, как Император не особенно предполагает склонность к оригинальности. Классика, как оплот стабильности.
V
Глядя на Иерофанта Таро Висконти-Сфорца создаётся впечатление эдакой уютной, благообразно доброй, практически камерной истории церкви посреди светского многообразного мира. Вот только история никогда, и практически повсеместно не подтверждает кажущееся миролюбие церковного института, в принципе. Частные случаи, отдельные личности, и события не в счёт, когда речь идёт об олицетворении самого символа земного оплота веры.
Иерофант и Император, словно близнецы братья, благообразные старики, каждый заботящийся о своей "державе" и "пастве". Однако Иерофант, как и Императрица изображён анфас. В сущности, как анфас на иконах изображаются и святые - лицом к людям, спиной к символам.
Примечательно, что Император держит в правой руке скипетр власти, а Иерофант правой рукой осеняет крестом, благословляя. В левой же руке Императора держава, а Иерофант держит крест. Читая символы параллельно друг другу, становится заметно перекрестье заботы с двух сторон разных земных оплотов власти.
***
В Таро Пятнашки Дурака Жреца представляет мизансцена олицетворяющая гибель во имя веры. Жрец жертвует собой, ни на миг не оставляя своё служение. Наука для Дурака, обретающего осознание силы веры.
В этих двух старших Арканах нет очевидных и скрытых пересечений, и это не удивительно, ибо вера всегда интимна, индивидуальна, словно в насмешку над правилами, устанавливаемыми над нею людьми.
VI
На первый взгляд, одним из самых простых и понятных старших Арканов во всех колодах является Аркан VI, Влюблённые - за счёт сюжета, в связи с названием, возможно. Однако на поверку всегда оказывается, что то лишь кажущаяся простота, обладающая большой глубиной.
Исходя из различия в системном символизме, в Аркане VI колоды Висконти-Сфорца он не соблюдён: на изображении всего два человеческих персонажа перед ангелической фигурой, а не три - две женщины, и один мужчина, или, реже, двое мужчин и одна женщина. И стоят они не на развилке дорог, как очевидном указании на выбор. Тем не менее, фигур три, и это ключевой аспект, так как в любом случае предполагает определённый выбор, как минимум, между несвободой в вере, и свободой в неверии, а также, возможно, выбор между долгом, служением, обязательствами, олицетворяемыми ангелом, и любовью.
Так или иначе, Аркан Влюблённые во всех старинных колодах буквально заставляет отмечать будто бы периферийным зрением души все детали - то ли оттого, что чувство любви в принципе всегда уязвимо, и человеку подспудно свойственно его охранять, ведь вокруг сильных чувств сильные витают и страсти, и сомнения. То ли вместе с любовью пробуждается Демон ответственности, заставляющий переживать за другого человека, и за самого себя.
Старший Аркан VI в Таро Пятнашки Дурака в какой-то мере повторяет основную тенденцию, и также содержит в изображении элементы выбора. Однако принципиальное отличие Аркана этой колоды в том, что прежде всего, он несёт самостоятельный посыл любви к себе, как непременной основы всеобщей любви, самого понятия любви к ближнему, и отдельным временным фигурам на доске жизни.
Центральный персонаж - молодой королевич обнимает свою тень, обнимает себя, в знак принятия себя, и, соответственно, своего выбора, каким бы он ни был. Делая выбор, человек либо позволяет себе счастье, или допускает потенциал счастья в свою жизнь, либо жертвует, отдавая предпочтение покою другой стороны. Вот только аспект жертвоприношения был пройден в предыдущем Аркане, и теперь следует двигаться вперёд.
VII
На этом Аркане пьедестал - шестиугольник впервые оказывается поднятым на определённую высоту, и находится в движении, представляя собой платформу колесницы. Может создаться впечатление, что на пьедестале восседает женщина, в одной руке держащая скипетр, а в другой державу. Но если присмотреться к его одеянию, к принту на мантии, то мы увидим юношу, того же мальчика, который изображён на двух других Арканах - VIII и X. Причём, примечательно, что если на Аркане Колесница он держит в правой руке скипетр, а в левой державу, как Император, то на Аркане Х его левая рука пуста, но развёрнута ладонью вверх, как бы сохраняя жест держания державы.
Принт платья на женской фигуре, помещённой в Колесо на Аркане Х идентичен тому, что на фигуре Аркана VIII. А в Аркане Колесо, эта фигура символически "забирает" у ангела Аркана VI крылья и повязку на глаза.
Подобные переходы - переходящие персонажи встречаются в этой колоде повсеместно, и это не случайность, так как очевидно, что здесь рассказывается история семьи, в которой очевидна зависимость персонажей друг от друга, как и непосредственно событий, представленных в колоде.
Колесница здесь о переходе власти, о становлении нового наследника, и, соответственно, образования новой формации.
***
Колесница в Таро Пятнашки Дурака содержит принципиально иные значения. Прежде всего, здесь о внутренней трансформации, и настоящем превращении духа. Принятии своей животной силы, становлении персонажа Дурака львом - царём, и воплощении могущественной силы победителя, движущегося в потустороннем пространстве наравне со зверем. Несущего высшее предназначение, представленное светом высшей силы в Колеснице.
В колоде рассказывается история души и духа, обретающих силу в познании мира, делающего его способным на истинно магическое преображение.
VIII
В Таро Висконти-Сфорца Правосудию (Юстиции) соответствует число VIII, что соответствует наиболее ранним канонам в последовательности старших Арканов.
Старший Аркан Юстиция разумно взвешивает земные дела, координируя их с "возвышенными". Подобный элемент, как Аркан, или этап - период, наступающий в последовательном прохождении значений Арканов, необходим для приведения земных дел в равновесие. Порядок не для формы, но по сути: как Богу Богово, а кесарю кесарево.
***
В Пятнашках Дурака, на первый взгляд, Аркан VIII принципиально иной, и будто бы вовсе не придерживается традиций Таро, однако это отнюдь не так. Старший Аркан VIII названный Медитация относится именно к регулированию всего и вся, составляющего внутренний и внешний миры; задача медитации заключается в нахождении равновесия, причём, равновесия осознанного, а не послушного следования предоставленным обстоятельствам.
Как успокаивается на своём престоле счастливая мать - продолжательница славного рода, одним тем, что произвела на свет наследника, соединившего в себе корни многих поколений, так и в Аркане Медитация успокаиваются в гармонии с мирозданием и человек, и паук - душа, дух, и тело.
IX
Отшельник приходит в Таро Висконти-Сфорца олицетворяя время, и временность бренного земного бытия. Согбенный старик, кто он? Отчего так щемяще отзывается в сердце его появление? Возможно, оттого что мы наблюдали его путь становления - от Мага, молодого мужчины с рыжей бородой, Императора, умудрённого сединами правителя, до старика в нелепой шляпе, бережного хранящего последнее богатство - мгновения, просыпающиеся белым песком.
В этом Аркане во вех колодах проявляется суть земного бытия, заключающаяся в движении от одиночества к одиночеству, но не нахождение на месте, а путь длинною в жизнь.
***
В Таро Пятнашки Дурака Отшельник олицетворяет миссию нахождения, и прикосновения к божественному свету. Миссию проводника, отдающего свет во имя продолжения бытия.
Присутствие Дурака в Аркане олицетворяет поблёскивающий золотом овоид его очков. И будто бы это глаз Отшельника, и словно бы око самого Творца, видящего истинную силу и мудрость света.
Отшельник никогда не про немощное одиночество, не про старика, чей удел горькое разочарование в бренности жизни. Это Аркан о смысле контакта с самим временем, каждому дающимся на какие-то определённые мгновения.
Х
В колоде Висконти-Сфорца отсутствует отсылка к древнегреческой и древнеегипетской мифологии, и так, на Аркане Колесо Фортуны мы видим не Сфинкса, Германубиса и Тифона, как преимущественно в колодах английской школы, и даже не вольную интерпретацию этих символов, как в Пятнашках Дурака. На Аркане Х в Таро Висконти-Сфорца зафиксированы временные этапы, в своих, покуда ещё не окончательно покинувших мир образах.
В вершине Колеса вновь появляется фигура юноши, возможно, наследника, из Аркана VIII. Но теперь, из его головы с двух сторон торчат пёрышки наподобие рожек, удивительно напоминающие корону из перьев на Аркане Дурака.
В центр Колеса помещена фигура женщины с Аркана VIII, предположительно, знатной дамы, и матери юноши в вершине Колеса. Однако роль её здесь едва ли опекающая материнская. Скорее, это отсылка к аспекту справедливости, законов, и прав на всех этапах обретения материальных благ.
Посему, я склонна делать акцент именно на материальную составляющую значений этого Аркана в колоде. Туда же включены все статусные, родовые, и прочие аспекты относящиеся к временным иерархическим лестницам и путям.
По ободу колеса вниз спускается некто человекообразный в розовом, и наверх поднимается человеческое существо в зелёном. Я не знаю наверняка, но могу предположить, что в данном случае, заложены некие личные ассоциации, и сии фигуры соответствуют вполне реальным персонам. Я, в принципе, давно отмечаю своеобразные "приветы", которые авторы литературных, художественных, и, конечно, оккультных произведений старинных времён передавали своим друзьям, родне, либо врагам. И это, кстати, абсолютно укладывается в каноны магических контактов.
***
В Таро Пятнашки Дурака на Колесе в Аркане Х присутствуют Сфинкс, Германубис, и Тифон. Но Сфинкс древнегреческий, женщина, зооморфное существо с женской головой, телом львицы, хвостом быка, и крыльями грифона. Демон разрушения на вершине Колеса, есть символ обязательной расплаты человеку за всё содеянное, вне зависимости от статуса, но и высшей справедливости - Сфинкс убила себя, когда Эдип разгадал её загадку, тем показав, что возможно избежать страшной участи, если ты истинно прав.
Гибель Сфинкса своего рода символ искупления вины Эдипа; вины, и непринятой жертвы, показывающей, что такое высшая справедливость, не допускающей никаких подмен: как получать положенные награды, так и расплачиваться за свои проступки придётся самому.
Чёрное Солнце, встающее за фигурой Германубиса, суть мистическая смерть, гибель эгоистичного "я".
Тифон чаще всего трактуется, как некая сила тьмы, сама тьма, противостоящая светлому дню и силам света. Но из древнегреческой версии мифа о Тифоне мы узнаём, что, по сути, он выступил орудием и воином в битве Богов.
Дурак в нижней части Колеса, и Жрица вверху - два ищущих друг друга духа. Мечта и мечтатель. Герой и идеал. Противоположности, как идеальные элементы бесконечной энергии.
Колесо представляет постоянно подвижную энергетическую спираль, чьё движение - суть время в пространстве, и пространство во времени. Магия превращений - частицы этой спирали, дающей шанс вовремя оказаться на надобном витке.
XI
Разительно отличаются друг от друга Арканы Сила в колодах Висконти-Сфорца, и Пятнашки Дурака.
В Таро Висконти-Сфорца на изображении Аркана представлена сцена битвы человека со зверем. Мужчина замахивается палкой на хищника у себя под ногами. Здесь нет альтернатив, и сила требует выхода через своё физическое воплощение. Изображённый сюжет представляет классического героя своей эпохи - непоколебимого целеустремлённого борца.
Характерно, что сила духа, истинное значение Аркана XI в одной из самых ранних колод представлена через преодоление путём проявления именно физической силы. Женский образ, фигура женщины контактирующей со львом появится позднее. Здесь же, мы видим фактически свару между двумя хищниками - человеком, и крупным котом, точный вид животного определить довольно сложно. Назвать это сражением, борьбой так же невозможно, так как никакой битвы не происходит, и человек изначально изображается, как победитель.
***
В Таро Пятнашки Дурака борьбы, как таковой, не предполагается. Женщина придерживает голову льва, словно умиротворяя хищника. Страсти, инстинкты, соблазны - всё объединено в мизансцене, где сила не внешний атрибут, и не часть бренного земного обличья. Сила - это неотъемлемая часть Духа, и бессмертной Души, стремящейся освободится от пустоты, и стать наполненной светом истины.
XII
Аркан Повешенный тот случай, когда изначальный смысл карты, самой фигуры, и детали образа маловариативны. Привязанный за ноги человек, со связанными за спиной руками, или свисающими плетьми недвижимыми конечностями бессилен. Не во власти избавиться от пут, бессилен себе помочь.
На Аркане Повешенный Таро Висконти-Сфорца у подвешенного за ноги человека руки связаны за спиной. На нём белая парадная рубашка, и яркие зелёные штаны. Но этот нарядный юноша наказан, и обречён безвольно висеть, упираясь головой в голубые облака.
Мечтатель, фантазёр, или витающий в облаках гонец за призрачными земными благами? Быть может, согласно внутренней легенде колоды, этот юноша наказан превосходящей его силой. Эта поза, как и его фанфаронский костюм выглядят, как часть игры. Затянувшийся период взросления, или бравада перед лицом неминуемой погибели.
***
Фактор бессилия, как следствие безволия проявлен и в Аркане XII Таро Пятнашки Дурака. Однако руки подвешенного не связаны за его спиной, но недвижимо лежат на вершине лестницы, в которую упирается перевёрнутое тело.
Гниющая, почерневшая рука, и измазанный золотом рот повешенной фигуры подчёркивают его преступления - воровство, и болтливость. Взял, что нельзя, сказал, что не следовало говорить. Казалось бы, такие мелочи! Но это то, в связи с чем приходится изменить свою точку зрения в буквальном смысле. И именно то, что является необходимой подготовкой для грядущей трансформации.
XIII
Образы Арканов Смерть в большинстве колод не отличаются оригинальностью воплощения. Есть Смерти изображённые в виде скелетов, есть в чёрных балахонах, сюжетные есть, и однофигурные. Самый распространённый образ главного перехода человека - из мира живых, в мир мёртвых, это скелет, в некоторых колодах изображаемый с косой и в движении, косящим фигуры живых. В иных, скелет, как самодостаточная личина смерти изображается на пустом фоне, без каких-либо деталей, что подчёркивает совершенную конечность периода жизни.
В Таро Висконти-Сфорца скелет держит в руке нечто, напоминающее оружие лук. Вот только на нём отсутствует тетива, и хотя некоторые исследователи видят её на изображении, как и стрелу в правой руке скелета, на Аркане моей колоды она отсутствует, так что, смею предположить, что это скорее фантазии, хотя, кто знает?
Задний план за спиной скелета хорошо прорисован, и судя по богатой инкрустации, это может быть дно гроба, покрывало, на котором покоится тот, кто совсем недавно был... А кто это был? Знать, аль челядь? Герой или трус? Покойся с миром.
К интерпретации Аркана стоит добавить такой аспект, как уважение к памяти, значимость ушедшего, и бессмысленность оставления "на потом" житейских дел. "Потом" может никогда не наступить, а скелету не важна мягкость и красота обивки гроба. До определённого времени, по видимому, Смерть в Таро носила значение окончательности, как некоего рубежа, или своего рода остановки для перезагрузки. Отправной этап, дабы после запустить новый, начать сызнова, позволить произойти тому, что было недопустимо ранее. При старом хозяине, при прежнем правителе, при жизни того, кто установил жесткие правила, неудобные новым поколениям.
Философия смерти, задаваемая в Таро не в том, что тело утратит свой привычный для человеческого мира образ, иначе это лишь часть философии трансформации, но в том, что в этой парадигме не существует продолжения.
***
В Таро Пятнашки Дурака Смерть предстаёт в заключительной стадии превращения Дурака. Зелёный алхимический лев, золотой лев, с косами в гриве, как аллегории зависимости действий от мышления, и крыльями символа возрождения Феникса за спиной, вышагивает по неведомой земле. Перед ним, из земли вылезает червь - в противоположность льву, наоборот, первая стадия превращений Феникса. Вокруг растут зелёные ростки, как знамение, что жизнь продолжается.
Превращение не означает конец, и смерть не значит отсутствие продолжения. Всё изменится, и будет иным. Благодаря Дураку, чьё метафизическое присутствие во всех Арканах - от начала до конца - условно утверждает жизнь.
XIV
В Аркане Умеренность Таро Висконти-Сфорца отчётливо проявлена идея антропоцентричного гуманизма, одной из черт эпохи Ренессанса. Человеческая фигура, женская фигура переливает (возможно) некую жидкость из одного кувшина в другой, таким образом, символизируя благожелательную добродетель, одинаковую в отношении двух противоположностей. Кувшины сами по себе являются ограниченными по объему сосудами, и это своего рода "уравнивание", укладываемое в понятие умеренности.
Женщина является тем человеческим критерием гуманизма, что понимается, и принимается априори, как контраст "воинственному" мужскому началу. Это клише надолго входит в обиход, и становится едва ли не основополагающим критерием общества.
По всей видимости, общество уже осознаёт, что понятие высшей справедливости не настолько просто и постижимо, как может показаться на первый взгляд. Сомнения умиротворяются образом, адаптированным к человеческой реальности настолько, насколько это возможно для понимания принципа гармоничного регулирования.
В более поздних колодах, в аркане Умеренность, у женской фигуры появляются крылья, и вот, перед нами уже не человек, но ангел. И снова, высокая гармония умеренности возносится к недостижимым пределам.
***
В Таро Пятнашки Дурака Арканом XIV становится Hieros gamos. Священный брак, как союз противоположных природ, и естественность в целом. Творится магия, происходит объединение необъединяемого, разных по виду, но и единых по человеческой, заведомо одной природы существ.
Несмотря на различия внешней формы воплощения Аркана XIV в разные времена, и разными авторами, всегда сохраняется главный принцип: важная тема "вопреки", как благоприятное сложение обстоятельств, умеренное - т.е. разумно ограниченное гармоничное урегулирование.
В этом проявляется и одна из отличительных черт гуманизма, в принципе. Гуманного подготовительного этапа, утешения после потрясения от столкновения со Смертью, и обретения спокойствия перед действительно серьёзной игрой...
XV
Дьявол становится новым Жрецом за Колесом. Сеятелем и жнецом. Компиляцией пройденных наук - от Мага до Повешенного, и Смерти - отдачи последних долгов.
Перевёрнутый взгляд, на короткий земной период обретаемый человеком в Повешенном, не научит его видеть что-то помимо своих человеческих грёз. Видения в состоянии бреда или полусна так и будут заменять истинное видение, покуда продолжается земное бытование.
Образ Дьявол в Таро Висконти-Сфорца задаёт тон изображения верховного тёмного лорда, как очень приблизительно человекообразного существа. И то, мы можем судить об этом лишь по созданному позже Аркану XV. Первый же образец исчез, как и его "соратник по сложностям и страхам" Башня.
При этом, вариантов Дьявола в одной только колоде Висконти-Сфорца существует вероятно несколько, так как даже в открытом доступе появляются различные образы Аркана XV.
Преимущественно, разыгрывается сюжет, в котором Дьявол держит на цепи людей - мужчину и женщину, повинующихся ему, внемлющих к его благодеяниям.
***
В Таро Пятнашки Дурака история иная. Диаболус здесь - лабиринт, в который попадает беспечный смелый путник Дурак. Диаболус хозяин себе, что прежде всего отличает его от иных существ. Сам хозяин лабиринта - путающей в своих коридорах темнице, и сам же тот лабиринт, что создаёт особенную сложность всякому, попавшему в его плен.
XVI
Башня один из тех Арканов, который своим появлением вызывает множество тревог. Зная базовые критерии трактовки этого Аркана, а не знать их, при маломальском интересе к теме невозможно, любой человек видит прежде всего знамение беды. Быть может, в этом профанном, поверхностном взгляде есть доля истины, так как Башня действительно несёт значение разрушения, но плоские трактовки отнюдь не верны.
Начнём с того, что Башня не во всех традициях, и не во все времена имела первоочередное значение краха и бед. Её называли оплотом, приютом, иногда сравнивали буквально - с больницей, как местом, где помогают больным.
Кроме того, даже в этнических направлениях Таро, например, ориентированных на африканскую или индейскую тематики, Башне соответствуют природные и психические состояния, внешне являющиеся разрушением, но, по сути, освобождающими мир, и человека от всего лишнего и пагубного. Например, в индейском Таро Vision Quest - это хаос, пожар, паника в огне; а в вуду Таро Нового Орлеана - потоп.
Единственный объективный (с точки зрения определённых людей) фактор, выдающий в Башне действительно негативные смыслы, это жёсткость. Жёсткая неотвратимость, операция без анестезии.
В Таро Висконти-Сфорца Башня представлена сюжетом, в последствии ставшем можно сказать традиционным. Разрушающееся башенное строение, молния ударяющая в башню, и летящие с замка наземь люди. Тут и стихийное бедствие, и разрушение, и гибель. На земле, лишь камни руин, в Небесах - гнев Богов, и молнии.
Крах, который знаменует сие событие, изображаемое на Аркане, очевидно относится к династической теме. Падение династии, грозящие за тем перемены, и полнейшее непонимание - что дальше? Пугающе, конечно, для знатных господ аристократов, но отчего столь пугающей становится Башня для простого народа?
И вновь мы сталкиваемся с навязанными аллегориями, символами, в максимально простой форме передающей глобальные тенденции. Как жизнь символизирует росток, или потенциал - живот беременной, и как символом смерти становится скелет, так глобальный хаос, крушение, беду представляет рушащаяся на глазах крепость. Коль пала твердыня, и нам не устоять.
***
В Таро Пятнашки Дурака всё несколько иначе, вестимо. Здесь башня не просто разрушается, но разделяется надвое, и в клубах огня возвышается, словно двурогий шлем, или задранные кверху ноги.
Две буквы в неприлично ярких, розовых яйцеклетках - Айн и Пей, глаз и рот, соответственно. Айн, божественный присмотр, и способность человека видеть, подчас обманчиво, рот произносящий слова - зачастую критические, убийственные слова, несущие лишь разрушения.
Как ни крути, суть одна - крепость, твердыня рушится, исчезает прежний оплот. Всё, что видно и слышно, воспринято взглядом, вссё, что сказано - лишь яйцеклетка. Зачаток истины, но не она сама.
XVII
В какой-то момент, очевидно, привязанность к образам - аллегориям сыграла пагубную роль. Люди не могут выйти из земной парадигмы, и все их фантазии, как на земные темы, так и о Небесах лишь плод их воображения, основанного на известных явлениях, фигурах, смысловых значениях. Вообразить себе что-то никогда не виданное, означает выйти за рамки устоявшихся представлений. Фактически так и произошло с некоторыми людьми, кто пытался высказать - описать, или зарисовать ранее никем не виданные формы. Большинство из них были записаны в сумасшедшие, и даже теперь, не одно столетие спустя диагноз формально не снят.
Образ звезды, небесного явления, взглядом видимого лишь частично, скорее, как суть, но не объект - свет, а не само небесное тело, в Таро Висконти-Сфорца представлен в виде женщины. Снова в образе женщины, рукой дотрагивающейся, или ловящей звездочку. Но не это главное, а то, что женщина, судя по всему, беременна.
Это значение редко является традиционном в современных интерпретациях этого Аркана, но тем не менее, оно важно.
Звезда - знак перспектив, и мольбы о перспективах на будущее.
Восьмилучёвая звезда известный магический символ. Знак благословения Богов, защита и проводник в астральном мире. Благодаря современной фантастике, звезда с восемью лучами стала известна, как звезда хаоса, однако истоки свои этот символ имеет в древнем Египте, и значение её прежде всего божественное, высшее, как знака открытых направлений путей, найти, или проложить которые предстоит человеку - герою.
В православном мире, восьмиконечная звезда соответствует Мессии.
Однако, как бы не бились между собой эзотерики на тему этого символа, главным его значением во всех традициях всё равно остаётся небесный путеводный свет. То, что после падения старых основ в предыдущем Аркане Башня, вновь возгорается звезда, свидетельствует о продолжении бытия, и перспективе дальнейшего пути.
На Аркане XVII Таро Пятнашки Дурака, где запечатлено таинство возрождения Космического яйца, символизирующего высший Нуль Дурака, сияет звезда с восемью лучами. Звезда здесь является переходным элементом одновременно в два соседних Аркана - Башня, и Луна, визуально символически соприкасаясь с ними Небесами.
Здесь начинается новая жизнь, новейшая история путешествия Дурака, целью которого является постижение тайн окружающих миров. В Аркане много символов мужского и женского начал, как правящего таинства жизни. Препятствий нет, есть лишь открытый неизведанный путь.
XVIII
На изображении Аркана Луна Таро Висконти-Сфорца вновь появляется женщина. И, что хотите со мной делайте, но я вижу связь между двумя Арканами XVII и XVIII - как смотрят друг на друга изображённые дамы, слышу их молчаливый диалог. Создаётся впечатление, что женщины то ли недовольны друг другом, то ли соперничают, спорят. Фигура женщины Аркана Луна заметно крупнее, но не старше. Однако поверх её платья навязаны верёвки, которые она придерживает рукой. Будто что-то связывает её, либо навязано, как неприятная перспектива, или обуза. Возможно, верёвки здесь являются знаком обязательств, как связь с семьёй, родителями, или супругом.
Вновь читается земная подоплека, и лично у меня, всё больше складывается впечатление "вставной челюсти" от символически "небесных" Арканов XVII, XVIII, XIX. Словно яркие символы небесных светил единственные могли в точности передать смысл происходящих по ним событий, каких-то ключевых этапов истории рассказываемой в повести - колоде.
Если мы посмотрим на другой вид запечатления первых сказаний, тканые гобелены, с вышитыми на них сюжетами, мы так же не прочтём на них букв, но увидим символические рисунки, на которых, сюжетные коллизии, эмоции, а подчас и целые фразы выражены через костюмы, позы, действия изображённых персонажей.
Итак, полный символизма Аркан XVIII, традиционно задающий загадки следующим поколениям. Стоит ли их разгадывать, в принципе, особенно, если учесть, как постоянно меняется мир, и время?
***
В Таро Пятнашки Дурака я избрала можно сказать традиционный образ для Аркана Луна, в котором присутствуют: Луна, занимающая большую часть Небосвода, две башни, и двое животных - чёрная лунарная, и белая солярная псины.* (*аллюзии к герметическому союзу Солнца и Луны)
Основным значением Аркана XVIII я склонна считать поиск парапсихического равновесия в себе, и с окружающей действительностью.
Поиск ответов на насущные вопросы, а также явная корреляция земных аспектов с небесными, дают возможность достигнуть баланса хотя бы на коротком отрезке одной земной, временной прямой (или не очень прямой).
XIX
Аркан Солнце становится своего рода квинтэссенцией земных метаний, и демонстрирует очевидное достижение - добраться до Небес, как вершину успеха.
Проносится фигура мальчика на облаке, с солнцем в руках над головой. Летит над кажущимся таким маленьким, пустым, обрывочным миром. Для чего это всё? Что за успех, который не с кем разделить? Что за победа, остаться в одиночестве на поле боя?
Аркан Солнце не выглядит победоносным и плодородным в колоде Висконти-Сфорца. В нём нет жизни, но есть высшее величие.
Честно говоря, я сомневаюсь, что изначально в Аркан вкладывалось значение показать именно такие грани Солнца. Здесь скорее попытка продемонстрировать условную достижимость солнечного величия - тех высоких, ярких, и могущественных аспектов, что обыкновенно связываются с Солнцем. Но всё это, естественно, важно лишь на Земле, а значит, временно, и довольно узко, как по большому счёту не обладает шириной и глубиной никакое личное величие, и ничьи достижения.
***
Солнце в колоде Пятнашки Дурака представляет целый сюжет: здесь и двуликий идол единства человечьей природы, и двое отдельных существ - мужчина и женщина, объединяющиеся в союз. Расцветают цветы Мага (см. старший Аркан I).
На солнечном диске читается абрис Минотавра - творца этой пьесы.
Свобода, казалось бы, достигнута. Гармония восторжествовала, но всё же стена из камней аналогичных камням Башни возвышается за фигурами счастливых людей.
Аркан, безусловно, символизирует победу и достижения, гармоничный союз, успешный путь. Долгожданный свет в конце длинного пути длинною в символическую ночь, но... Следует помнить, что у всего есть своя мера. Иногда, она выражена во времени, в иных случаях, в количестве, качестве, уровне. Но и безвинная жертва, Минотавр добрался до Небес лишь после смерти. Можем ли мы быть так же уверены в своей невинности?
ХХ
В Таро Вискнти-Сфорца, в качестве сюжетной иллюстрации Аркана Страшный Суд выступает каноническая библейская история о пробуждении мёртвых. И ангелы трубят в свои роги, и ожидает детей своих пастырь.
Ничего нового в сюжет не добавлено, и знаменательно в нём лишь то, что после бурного, нацеленного на богатство, и мирские достижения, жизненного периода, герои наги и покорны. Благодарны. Пожалуй, в этом суть значения Страшного Суда. В этом, а не в грозящем наказании за ошибки вольные, и невольные. Или мне просто не хочется верить в мелочную мстительность высших сил.
***
На Аркане ХХ колоды Пятнашки Дурака, названном Lapis philosophorum представлен непривычный сюжет. Здесь творится мистерия объединения человеческого с божественным. Благодарность, и получение благословения, как знак достижения вершины пути - нахождения истинного философского камня жизни.
В Аркане Lapis philosophorum выражена суть игры Дурака. Последовательно продвигаясь по знамениям старших Арканов, чистая душа достигает квинтэссенции пройденных осознаний, достигнув, наконец, завершения своей игры.
XXI
На Аркане XXI колоды Висконти-Сфорца картину мира держат в руках ангелы, и в этом философском значении содержится глубокий смысл верности и красоты всего происходящего в процессе земного бытия. Несмотря на негативные события, периодически возникающие в земной реальности, мир сохраняет свою целостность, и продолжается, день ото дня наполняясь новыми и новыми живыми существами. Цикличность событий, их сложные, и простые формы - всё выражено в общей, бессюжетной картине, где каждый находит свои личные значения.
В Пятнашках Дурака Арканом XXI становится Ab ovo, означающее "от яиц", то есть, от начала. До конца ли, или пойдёт по какой-то своей "кривой" покажет время. Сейчас же, перед нами образ высшего достижения - совершенство в открытом овоиде, способное быть каким угодно, и принести самые значительные значения. Главное, нахождение в этом Аркане означает, что вы на верном пути.