В системе Таро, как известно, существует три основные группы: старшие, придворные, младшие Арканы. Какая группа появилась в этой системе первой, и какой элемент стал своего рода первопричиной образования системы, как таковой?
Возможно, основу формирования Таро заложило наблюдение за явной неоднородностью энергий и распределении энергетических ресурсов по жизненному циклу. Буквально: рождение - детство - взросление - старость - смерть. Соответственно, энергии наполняющие эти этапы не одинаковы и по качеству, и по силе в исполнительном контексте.
Далее, могли быть отмечены базовые общие черты, олицетворяющие ключевые этапы, и становящиеся таким образом не событиями, но состояниями.
Состояния — это явления общие, имеющие объединяющие черты для всех участвующих элементов. Так, общее понятие определяющее состояние восторга, имеет черты внутреннего вдохновения и желания участия в том, что вызвало это состояние. Участие в свою очередь определённо разделяется на ещё два дополнительных состояния: сопричастность и соучастие. Первое — это пассивное состояние, находясь в котором, элемент является частью, но не становится неотделимым элементом самого состояния. Второе же, как раз является движимым элементом само по себе. Соучастие, это работа, активная деятельность в определённой сфере, и таким образом, оно включает в себя сопричастность, но более не является пассивным, а значит, легко изымаемым аспектом.
Состояния, наполняющие человеческую жизнь, это краски, которыми создаются картины отдельных судеб, а также пишется общая картина мира во времени. На протяжении всего времени формирования системы Таро, которую мы имеем теперь, не существовало официально утверждённых определений многих элементов жизни, сейчас известных и названных конкретными словами и терминами. Так, например, о психологии, как науке человечество услышало в 19 веке, а ранее, все те состояния души, которые теперь имеют медицинские обозначения, считались результатом воздействия демонических (иногда божественных) сил, и точных критериев понимания и обращения с ними не имели. История психиатрии знает времена, когда исцеление психических недугов было сродни алхимическим процессам (Гиппократ). И известны этапы формирования методологии, на основе которой стало возможным медикаментозное воздействие на целевые группы, с обязательной коррекцией по состоянию. Психиатрия, как и психология, и как таромантика прошла долгий путь создания структурированной практической науки, и, возможно, именно этот долгий путь, и непременное совпадение во времени и основных данностях его, влияет на многие совпадения и возможность корреляции этих систем.
Группа Арканов Таро, отвечающая за состояния "в общем", включающие в себя внешние и внутренние (конкретизированные и одушевленные) аспекты, это старшие Арканы.
Придворные представляют людей, но в настоящее время, по крайней мере, в основном практическом употреблении Таро, эта группа работает и с такими понятиями, как характеры, настроения, состояния вопросов, атмосфера, и пр. То есть, фактически, в той же парадигме, что и старшие Арканы. Однако у придворных или карт двора есть отличительные черты: стихия и номинал. Именно эти факторы влияют на возможность интерпретации карт этой группы, как более личностные и конкретные факторы. Буквально - людей.
Номинал придворных Арканов подразумевает рост и особенность их взаимодействия между собой. Так, со временем естественным образом появляются трактовки этой группы Арканов, как семей, в которых существуют отцовская и материнская фигуры, и дети.
Изначально, вероятнее всего, участие человека в системе Таро подразумевалось, как фактор привязки её ко времени и месту. То есть, система изначально могла представлять собой игру, в которой участвуют подвижные внутренне (способные к росту) и внешни (карты - передвигаемые фактически) элементы. Данная игра могла служить и развлечением, по примеру похода в музей живописи, и магическим инструментом - систематизированной моделирующей и формирующей системой карт с конкретными значениями.
Допустим, такое понятие, как "зона комфорта" широко известно сейчас, однако оно не является научным критерием ни в настоящее время, ни ранее им не было. Тем не менее, существовало, как данность. Каждому человеку интуитивно понятно, что такое комфорт, и определить его границы, формируя "зону", так же способны все, ибо это элементарная совокупность настроения и телесных переживаний.
В Таро, за нахождение этой зоны отвечают старшие Арканы, осуществляя разграничение состояний числами, а подчас подчёркивая особенными изображениями. Старинные карты Таро, в отличие от большинства современных, живописностью и подробностью изображений не отличаются. Это графика системы, оттиски настроений, выполненные посредством использования понятных и адаптированных во времени образов, передающих суть явлений. Поэтому, можно говорить именно об адаптивных моделях, но не об очевидных конкретных элементах. ВременнЫе и врЕменные, как показывает история, образы не являются фактами, а потому, все состояния, переданные старшими Арканами, это движимые аспекты, наполняющие существование человека смыслом в его представлениях.
Итак, "зона комфорта", один из самых распространённых в наше - текущее время терминов. Данную зону в Таро представляет старший Аркан XV, Дьявол, и идти к ней предстоит четырнадцать предыдущих этапов. В Аркане XIV происходит работа по окончательному структурированию искомого состояния комфорта, поэтому, Аркан Умеренность, это ограниченный в восторженности и унынии, страстях и прочих переживаниях период. После же прохождения его, в старшем Аркане XV достигается точка стремлений. Зона комфорта открывается человеку полностью, сразу являя все свои грани, а потому подчас становясь невыносимой. Стремились, искали, боролись, но нашли новый вызов. Не отдохновение от борьбы и не новую работу, а... Ответственность! Ответственность за самого себя, обнаружившего, что на самом деле, возможно всё, и критериев нет, а значит, нет и "костылей", на которые можно опереться и которыми можно оправдаться, в случае чего.
Потому человек и рвётся скорее сбежать из этой зоны, что это "зеркало" не позволит приукрасить изображение, и заставит увидеть всё, как оно есть. В старшем Аркане Дьявол живёт опасность понравиться себе в этом образе, адаптироваться к нему, и забыть, распустить вышиваемое в подсознании слово mutabo. И эта опасность оттого страшней, что она очевидна самому глядящему в зеркало Пятнадцатого. Фактически, это состояние, когда ты осознаёшь, что убиваешь, втыкая в сердце нож. Ты адекватен, ты вменяем, и это только твоя ответственность. Однако именно в этот момент опасности, в момент принятия критического решения, в этот момент выбора человек становится Богом, не больше и не меньше. И это, тот кайф, сознательно отказаться от которого способен лишь тот, кто действительно является Им.
Так почему же старший Аркан XVI наиболее очевидный элемент для обозначения выхода из зоны комфорта? Почему, если по нему всё разрушится, пропадёт? Наступит "крах - хана"... Почему же я определяю этот Аркан, как выход? Потому что именно в тот момент, когда падёт последний кирпич прекрасного в своём благородном уродстве морока всевластия, обнаружится, что ты волен. Нет стены, нет костылей, но и нет ни того ножа, который ты должен непременно воткнуть и убить, нет и того зеркала, в которое ты должен смотреть.
Это свобода, а дальше - надежда, а следом морок, и новый путь в яркий порок. И искомый итог. И заслуженный мир.