Четыре масти Придворных Арканов Таро распределяются на 16 типов человеческих характеров, по принципу 4х4. Каждая масть включает четыре карты - представителя "двора": Рыцари, Короли, Королевы и Пажи. Эти фигуры в колоде представляют характеры людей и явлений, становясь личными или ситуативными сигнификаторами. Все масти Таро имеют свою начальную и заключительную карты, отсчёт идёт от Тузов и до Десяток, а затем, в некоторых традициях, продолжаются Пажами, затем Рыцарями, Королями и Королевами, соответственно. В иных, первым, открывающим придворный ряд Арканом становится Король, затем идёт Королева, следом Рыцарь, и Паж. Иная система предлагает последовательность: Рыцарь - Король - Королева - Паж.
Таро "Пятнашки Дурака" придерживается последнего принципа последовательности придворного ряда, можно сказать, по "практическим" причинам. Король слишком ценная единица, чтобы идти первым, его должен "прикрывать" боевой Рыцарь, идущий первым.
Королева следует за своим Королём, и Паж, последний - "замыкающий", открывает дорогу новой масти.
Если рассматривать придворные Арканы исключительно как человеческие характеры, логично было бы распределить их в следующем порядке: Паж (младший в данном ряду) - Рыцарь (потенциальный будущий король) - Король и Королева. В таком случае, поддерживается относительно реалистичная структура придворной иерархии, во-первых, и система естественного стихийного развития: от Пажа, дитя, к "всаднику", подростающему сыну. Затем, превращение в Короля. Королева в этой "игре" становится символом семьи и продолжательницей королевского рода.
***
Вообще, в классических (считающихся традициоными) наиболее старых колодах, поддерживается принцип гендерного разделения придворных 3 к 1. Три мужские фигуры и 1 женская. Однако колоды "этнического" типа, а также некоторые более поздние "колдовские (викканские, нео-языческие и пр.) отдают Пажам и/или Рыцарям условно "женские" роли. Образ женщины-воительницы, пришедший в Таро из кельтской, индейской и африканской культур, отодвигают на второй план соотношение фигурных карт с королевским двором, и представляют характеры более "бытового" либо символического плана.
За всю историю своего существования эта мантическая система переживала не одну трансформацию. Некогда, тарология свернула на ложную, с моей точки зрения, стезю, попытавшись напрямую соотнести Арканы Таро с зодиакальным кругом, и, следовательно, связать их с планетарными соответствиями. В некоторой степени, безусловно, провести определённые аналогии между системами возможно, но потенциал движения внутри своего типа элементов Таро намного шире, нежели линейное развитие, предполагаемое в контексте аспектов того же зодиакального круга.
Возможность упомянутого "переустройства" части изначальной структуры колоды, подчёркивает её подвижный характер. Способность встраиваться в иные контексты и умещать в себе многие, зачастую никак друг с другом прежде не сочетавшиеся элементы. В этом смысле, я вижу пересечения отчасти и с психологическими исследованиями в области психотипов личностей. Примечательно, что те исторические и мифологические прототипы, чьими условными "отражениями" представляются в подобных исследованиях современные люди, зачастую являются и архетипическими героями карт Таро. Пожалуй, в этом и заключается истина о роли Таро, да и об относительности тоже.
Мне показалось довольно любопытным, соотнести сугубо психологические определения типов личности с типами Таро. На предложенной схеме общее распределение.
*На схеме: придворные Арканы в контексте стихийного развития и, соответственно, внутренних и внешних своих проявлениях.
Э/Ф - Эмоционально-Физическое
Э/М - Эмоционально-Ментальное
Э/П - Эмоционально-Практическое
Определения типов личностей из книги: "Популярная психология типов", Часть 1, научный редактор Н.Л.Нагибина.