Суицид и сила верыСуицид и сила веры
Отшельничество в настоящее время настолько малоизученный аспект, что привести какие-то конкретные примеры непросто. Да, известно о некоторых людях, проживающих в видимом отрыве от благ цивилизации, но для исследования или хотя бы настоящего понимания сего, этих примеров мало. Можно лишь предполагать, основываясь на определённых фактах и логических выводах, что отшельничество не подразумевает ни особенной силы духа, ни слабости. Потому что, в основе ухода такого рода, прежде всего, находится сознательный отказ от правил, установленных в социуме. Отшельничество, как встарь, так и ныне, в силу законов своего времени и природных особенностей, никогда не предполагало вольготного ничегонеделания, и, фактически, бессрочного отдыха. Этот процесс - борьба. Постоянная борьба за выживание, неустанная работа человека для себя и над собой. При этом, формально, отшельничество - это свобода, так как единственным критерием оценки всего и вся вокруг себя и внутри, для отшельника становится лишь его собственные впечатления и ощущения. Быть свободным наедине с собой, собственно, естественное состояние для всех человеческих единиц, и, фактически, само по себе "отшельничество" отнюдь не всегда должно предполагать физический уход из какого-либо места на Земле. Прежде всего, это внутренний процесс, как погружение личности в самоё себя. Собственно, это то, чего человек органически боится с малых лет, не осознавая того, и, ради хотя бы элементарного понимания, наделяет определённостью фантазийных образов, опять же, услужливо рождаемых его подсознанием. В этом, проявляется "знакомый незнакомец" - инстинкт самосохранения, отчуждающий неосознанные страхи от "я" человека, ведь если он будет бояться самого себя, то сойдёт с ума.
Серьёзно отличается от отшельничества принцип ухода людей верующих. Человек ведомый верой в Творца, уходя, идёт к Нему. Люди уходят в монастыри, покидают "земное" не физически, но, духовно, и в социуме принято считать, что так проявляется сила духа. Уход в монастырь - это не отъезд дауншифтера, не чета побегу на Гоа или на Баунти в южные моря. Это - обречение себя на каждодневный обязательный труд, причём, не тот, который выбираешь сам, а тот, который нужно будет делать. Можно ли сказать, что таковой уход - побег от насущных проблем и перекладывание ответственности на Него? Формально, возможно, но лишь, с одной стороны, потому что впереди "ушельца" - в недавнем прошлом социально адаптированного человека, привыкшему к жизненному разнообразию и принципу очевидных поощрений за свои труды, ждёт монотонная действительность, и, по сути, неизвестность. Ведь человеческую психологию уход от мирского не отменяет, и какой бы размеренной жизнью не жил человек, сколь канонически "праведным" не становился, он не сможет абсолютно отказаться только от одного: от подсознательного ожидания какого-то конкретного будущего. Соответственно, коль на человека не снизойдёт благодать амнезии, и он, как прежде, будет помнить о той части "мирского", которая отвечает за ожидания, он, получается, обрекает себя на путь страдания, конца и края которого не разумеет. Людей совершающий добровольный уход из жизни, отличает от всех описанных выше форм ухода то, что никто из совершающих суицид не знает, куда идёт. Те, кого часто пренебрежительно называют "суицидниками", в общем-то, могут только верить, что там, куда уходят, не будет того, от чего они уходят. Только вдумайтесь: человек совершает практически невозможное, нарушает законы природы, социума и божественного управления лишь для того, чтобы прервать некий невыносимый для него "сценарий". Заканчивающий жизнь так человек, верит в то, что окончание страданий ему выпавших возможно. Как минимум, он верит, что может это сделать. Что это, вера в себя и сила духа, или слабость? Над этим вопросом бьются многие умы, но единства не достигают, ибо всякий ум зиждется на неких собственных представлениях, формирующихся на основе религиозных, нравственных и социальных постулатов. Не реже, чем о силе и решимости, в данном контексте упоминается слабоволие. Однако крайне сложно воспринимать сие так, хотя бы потому что человек никогда не может знать наверняка, что ждёт его в действительности после смерти. К тому же, это несколько нарушает принятую психологическую поведенческую модель, в которой условный "слабый" индивид не может сам для себя решить, когда и каким способом уйти из жизни. Тем не менее, устойчив стереотип, гласящий, что причина суицида - это слабость духа и отсутствие веры.
Суицид, добровольный отказ от физического бытия, только на первый взгляд кажется "простым выходом", способом решения всех проблем разом. Во-первых, для того чтобы решиться совершить суицид, человек должен переступить через основной, первейший и главный инстинкт самосохранения. Это только кажется простым действием, но, уже когда совершаешь первые шаги в данном процессе, подсознание самостоятельно включает некие функции внутри тебя, которые ты не осознаёшь и поэтому управлять ими не можешь. Человек "подстилает соломку" неосознанно, всячески, как ему в этот момент кажется, внутренне борясь с собственным же сопротивлением. Однако всё равно, он делает это, так или иначе создавая помехи своим же действиям. Во-вторых, не обязательно быть мистиком для того, чтобы замечать следующий аспект, зачастую проявляющийся в историях, связанных с суицидом. Этот аспект - так называемый "фактор судьбы". Потому что во всех процессах, творящихся на Земле и творимых людьми, помимо человеческой всегда присутствует и некая иная сила, форматируя всё и вся таким образом и с такой скоростью, которая доступна и ведома только ей. Кто-то назовёт это "провидением", иные - вмешательством Бога, Судьбы, Духов. Однако, как не назови, но таковое воздействие случается, при этом, воздействуя порой диаметрально противоположным способом. В некоторых случаях, подчас трагических и страшных, попытка суицида заканчивается не тем, на что рассчитывал самоубийца. Он или она остаётся в живых, и по сравнению с жизненными реальными историями, формальная "утешающая" статистика, описывающая случаи "счастливого спасения самоубийц", выглядит слабой попыткой борьбы с "неправильным" методом завершения жизненного пути. Душещипательные истории о том, как и с какими эмоциями люди "передумывали умирать" в процессе совершения суицида, практически всегда выглядят "заказной" попыткой внушения "правильных" мыслей в "неправильные" головы. Реальная же статистика показывает, что каждый второй человек, однажды совершивший неудачную попытку суицида, попробует ещё, и отнюдь не факт, что не станет повторять вновь, и вновь, и вновь... *** Так сила или слабость кроется в добровольном уходе из мирской жизни людей, в каком бы виде он ни был представлен? Этот философский вопрос, думаю, будет открыт вечно, т.е. пока существует человечество.
|
|