"Песнь" об Огаме.Начиная повествование – исследование огамических символов не стоит обходить стороной легендарную часть истории о создателе этого древнего магического символизма. Сама история возникновения любой магической традиции способна приоткрыть множество тайн.
***
О существах – наполовину Богах, наполовину людях свидетельствуют мифы и легенды разных времён и народов. Историки, мистики и антропологи не одно столетие бьются над разрешением вопроса, действителен ли факт бытия на Земле людей с божественным геномом, или же это сугубо мистифицированные представления, разумные лишь в качестве подтверждения и оправдания собственно мифов. Человеческим существам, в чём-либо отличающимся от превалирующего большинства всегда приписываются некие потусторонние свойства. Всё, что «слишком», в человеческом понимании находится за пределами земного, т.е. понятного, вероятного, возможного. Из мифологии также известно, что т.н. «люди-боги» не всегда имели внешние отличия от обыкновенных людей. Рога, копыта, хвосты, а также «инфернальный» взгляд, крайняя степень уродства, или же красоты обычно приписывалась скорее демонам. Боги же, по каким-то своим причинам одаривали своих детей не внешними, но внутренними отличиями. С какой целью – это уже другой вопрос. Итак, богочеловек – это существо, в котором есть часть божественного, но внешних отличий от других людей нет. Многие Боги древности, при внимательном изучении их, как исторических фигур, оказываются более подобны людям, нежели своим божественным родителям. Я не буду брать для примера весь мифологический пантеон. Хочу сказать только об ирландском Боге Огме, по преданиям являющимся родоначальником ирландского алфавита Огама. Населявшие территорию Ирландии кельты славны были не только ремесленничеством и фермерством, но и являлись светочами дипломатии. Переговорные процессы касающиеся разных областей жизни осуществлялись на разном уровне представителями окутанного множеством тайн ордена Друидов. Бесконечная путаница связанная с друидами связана с тем, прежде всего, что «жанр», в котором творили историю эти люди был преимущественно словесный. Записи, а также зарисовки событий, как основы – базы этого направления не существовало. И, единственные условно «эпистолярные» записки остались от друидов на камнях. Тот самый Огам, расшифровка которого ведётся с попеременным успехом, и не может достичь единого мнения, в связи с крайне скудными свидетельствами, плохо ложащимися на отягощённое догматами знаний мышление современных людей. Создатель многовекового ирландского кладезя знаний, и свидетельства истории территорий Ирландии, Огма, мог быть рождён человеком. Человеческим существом, в силу своей психологии, оставшимся открытым бесконечности до возраста зрелости. Возможно, при жизни он считался странным, не таким, как все. Однако именно он сумел пропустить через себя бесконечные потоки знаний, как энергий подтолкнувших его на воплощение для всего человечества божественных, суть бесконечных знаний в максимально понятной форме. Друидизм, судя по сохранившимся свидетельствам, подразделялся на несколько направлений, основными из которых являлись: барды, пророки, и маги. Неудивительно, что это именно разные направления, обусловленные отнюдь не иерархическим порядком, но собственными возможностями её представителей. Ирландские поселенцы, кельты были воинами. Воевали в те времена не только мужчины, кельтские воины-женщины известны из местных легенд. Защищали свою землю, стараясь её обеспечить, обогатить и сохранить, как известно из истории, и истории кельтов в частности, в определённое время Ирландия считалась весьма воинствующей территорией. Иерархическое подразделение, безусловно, существовало на уровне монархических расстановок. Но, на полях брани погибали и воины крестьяне, и воины правители. Смерть равняет всех.
*** Друиды. Барды, пророки, маги. Барды и пророки очень близки по своей сути. Однако отличие, как тогда, так и теперь существует. Это – способ передачи донесения информации. Пророки – это люди-каналы, получатели информации из бесконечности, и транслирующие её людям. Способы передачи информации могут быть любыми, и, конечно, зависят как от уровня образованности пророка, так и от времени его существования. Барды же, это прежде всего поэты. Люди, умевшие (умеющие) слагать историю из обрывков фраз (не всегда, кстати, на понятном языке), и из образов. Первые литераторы, быть может. Музыканты, умевшие слышать, и воспроизводить, общаясь, мысли на языке «струн», доступном бесконечности, и слышимом человеку подчас. Информация, которую в стихотворной метафорической форме передавали барды, была подчас также пророческой. Но, в той же степени, направлена могла быть на установление определённых договорённостей (дипломатия). *** Двадцать одна фью Огама представляет собой по-разному направленные горизонтальные и вертикальные линии, в количестве от одной до пяти. Некоторые вертикально направленные линии пересечены горизонтальной линией, другие ими "накрыты", или "подчёркнуты". Наклонённость линий может быть разной, также как и направление линий каждой фью расположенной на поверхности в линию, на «стержне», по спирали, или кругу. Исходя из расшифрованных записей на камнях, мы имеем примерное представление о том, как использовались эти символы. Иногда, из них составлялись слова подобные современным ирландским, а в других случаях, символами выкладывались пути с определённым значением. В первом случае, можно говорить о первых попытках создания письменности, которая на территории, видимо, не прижилась. Во втором же, мы скорее всего сталкиваемся с магической парадигмой. Составлением формул из фью, соответствующих символизму окружающего мира того времени. Что же составляло мир, современный созданию Огама? Самое главное будет сказать, что его не составляло в те времена. Это – зашоренное, клишированное сознание людей ему современных. Способность воспринимать не всегда прямые, но доступные подсказки природы обусловливались не многими знаниями, но, напротив, их отсутствием. Воздух не виден, но эхо разносит слова в воздушном пространстве. Следовательно, словесные посылы направленные через Воздух могут преодолеть различные расстояния, при условии придания им ускорения и силы. Сила. В природе все стихии сильны. Современный человек может в этом убедиться, посмотрев на поведение стихий в природе без вмешательства в их деятельность. В человеческом организме сила соответственна стихии Огонь. Огнём направленный Воздух – это взрыв. Осознание. Яркое прозрение. Инсайт, и намеренное действие. Стихийная суть намерения есть объединение Воздуха с Огнём. Но, что есть воля? Второй столп в творении магии генерируется мощью стихии Вода, наполняя человеческое естество эмоциями, способными превратиться из желания, в волю. Вода – стихия способная к трансформации за счёт своей гибкости, и постоянной подвижности. Материализация намерения и воли в магическом действии направлена на земную сферу, и находится в епархии стихии Земля. *** Символизм Огама может показаться скудным, и слишком простым, и, в то же время, чересчур сложным. Горизонтальные и вертикальные прямые линии. Как понять их смысл? Например, очевидно, что между символами - «палочками» есть определённая связь. Прямые вертикальные линии упирающиеся в горизонтальную линию «перегородку» соответствуют десяти деревьям. Это: Берёза, Рябина, Ольха, Ива, Ясень, Боярышник, Дуб, Падуб, Орешник, Яблоня.
Вторая десятка символов – это линии пересечённые горизонтальной линией. Одна фью, т.н. пустая (не имеющая принятого, а точнее, по всей вероятности, известного нам) символа. Наклонённые линии соответствуют тем огамическим символам, что отождествлены с движением в разных его проявлениях. Это – рост, развитие. Тис, Бузина, Осина, Терновник, Вереск, Тростник, Утёсник, Плющ, Ель, Виноград. Тис, Виноград и Плющ, Бузина и Терновник – эти фью соответствуют трансформации, как на внутреннем, так и на внешнем уровнях. Трансформация – это неминуемое превращение, разрушение, с возможностью последующего созидания. Видоизменяющиеся формы. Осина, Вереск, Тростник, Утёсник, Ель – эта пятёрка подобна драматургически выстроенному посылу. Интуиция открывающая ворота – к внутренней трансформации – для возможности перемен – и обретения спокойствия. Это – действия. Несмотря на то, что Тростник также, как и предыдущая пятёрка соответствует трансформации, его изменения осуществляются за счёт гибкости, способности принимать иные формы в соответствии со внешними переменами. О какой же трансформации в этой пятёрке снова идёт речь? О внутренней, рождаемой интуитивными прозрениями, и энергетической перестройкой, подчас получаемой от эмпатических переживаний. То есть, это внутренняя работа духа, прежде всего. Деревья этой пятёрки также, как и первой управляют процессами роста.
*** Фью первой десятки не имеют пересекающихся линий. Они состоят из «парных» символов, с равным количеством вертикальных полос, и, различающиеся только нахождением горизонтальной линии вверху, или внизу относительно них. По-сути, это фью – зеркала, или даже скорее увеличительные стёкла, проявляющие заложенное одним деревом значение; усиливающие его, или переводящие из психического на физический уровень. Пример: Ясень (Нион) и Яблоня (Кверт). И тот, и другой символы имеют по пять горизонтальных не пересечённых линий. Однако первый направлен образно вниз, или вправо, а второй (Кверт) обращён вертикальными лучами кверху, или «смотрит» влево. Ясень в Огаме говорит об этапе возрождения; о пробуждении энергии. Что такое, по сути, возрождение? Это новая жизнь чего-либо, или кого-либо уже жившего. Это новый этап. Второй шанс. Но, каким он будет? Этот вопрос освещает «зеркалящая» символ фью Яблони. Символ Яблони говорит о регенерации. Этот процесс, в отличие от возрождения, действенный. Регенерирующие процессы несут в себе изначальную трансформацию, а, значит, действия. Также и другое значение фью Яблони, говорящее о совершенстве. Совершенство не деятельно, это констатация факта, но, также оно может знаменовать успешное окончание – как совершенное творение, законченное свершение. «Зеркальны» символы Ивы и Орешника также. Ива свидетельствует об активной внутренней работе – психической силе, подталкивающей к свершениям. Потенциале. Орешник же, являет фиксированную мудрость. Статику. Завершённость. Написанную, и закрытую книгу – суть знания. Следующая «пара» фью – это Ольха (Фирн) и Остролист (Тинне). В этом случае, значения противоположны друг другу. Ольха призывает к осознанию, интроспекции себя с целью обретения силы. Остролист же направляет на борьбу. Единожды сделав однозначный выбор, пройти испытания достойно для обретения гармонии. То есть, не наблюдать круговорот процессов естественного цикла, но, принимать в них активное участие. С символами Рябины и Дуба картина ещё интереснее, и явнее. Рябина предвидит и благоволит целительству. Дуб же, владеет истиной, и... Не исцеляет, а укрепляет. То есть, не снимает симптомы, и не избавляет от порой мучительного катарсиса, но, призывает к выносливости. «Зеркальные» символы Боярышника и Берёзы толкуют о противоположных друг другу значениях. Бейте (Берёза) начинает и растёт, Боярышник заканчивает, и почивает на лаврах – довольствуется достигнутым. *** Различия между огамическими фью, помимо буквенных, существуют и в магическом проявлении. Кроме составления заклинательных фраз, отдельные символы широко используются в магии для привлечений энергий определённого значения в создании талисманов, свечной магии, и других техниках воздействия. Бардовская суть магии Огама проявляется также в том, что символы оговариваются, или, в некоторых случаях, шифруются в смысловых «ловушках». Создание «песен» на основе Огама сродни написанию художественных полотен, ведь маг задействует не только звуки воспроизводящие буквы, но и оперирует многими образами окружающими символ каждой фью.
|
|