Новости
Письмо Сове
Таро
Магия
Огам
Оракулы
Статьи
Семинары и практикумы
Видео
Блиц-консультации
Логин:
Пароль:
Главная  / Таро / Теория Таро / Переход Арканов.

Переход Арканов.

Давайте сразу условимся, что задались целью выяснить ответ на всего лишь один вопрос: как происходит "переход" из одного Аркана в другой? 
Как так получается, что Дурак обретает нечто, "превращающее" его в Мага, а Повешенный, например, становится Смертью. Не в буквальном, конечно, смысле, но, рассмотрим путь последовательности старших Арканов, как символически оживлённых персонажей.

Отставим на время наш собственный опыт работы с картами Таро. Не станем фиксироваться на знаниях о Древе Сфирот и буквах еврейского Алфавита. Отложим "в долгий ящик" нумерологию и прочую "логию", и постараемся пройти карту за картой по пути четырёх стихий Огонь, Вода, Воздух и Земля.

Изначально, все Арканы обладают свойствами всех четырёх стихий, как личным геномом. Степень концентрации их, насыщенность определённых стихий или их слабость, (избыточность или недостаточность), во многом соответствуют собственному местонахождению Аркана в последовательности. Ни о какой "дедовщине" среди карт речь не идёт. Всё дело именно в последовательности, буквально, как движении "по следам", со всеми сопутствующими значениями.

Начать стоит "Ab ovo", что означает "с яйца". С нуля и старшего Аркана Дурак, конечно.
Этот Аркан, первый в последовательности, обладает начальными свойствами четырёх стихий. Бледный болезненный младенец. Любимец семьи, жалкий до слёз и оттого всех больше оберегаемый. Возлюбленное Божественное дитя! Ущербный и благословленный, потому и не тронутый жизненными трудностями, выставляемыми планетой Земля людям, за право бытия.

Дурак наобум бредёт среди начальных форм четырёх стихий. Не правит, вмешиваясь случайно в тварный мир и растворяясь в эфире, не в силах удержать фантомы окружающей его реальности. В том Рай его и в том же - плен.
Не могущий осознанно влиять, Дурак остаётся хранителем бесценного, чрезвычайно важного и опасного содержимого. Генома - таинства, "яйца", от которого возникнет жизнь в следующих старших Арканах числом 21.

Маг, в связи со своим начальным положением в последовательности, правит первоэлементами Огня, Воды, Воздуха и Земли. Что это означает? Только то, что все эти элементы в нём, в его управлении (жонглёр!) есть, но в начальной и малой концентрации. Воздушная "духовная" и водная "душевная" области бытия присутствуют в той или иной степени во всех старших Арканах. 

В зависимости от их собственного положения в порядке развития, зависит концентрация составляющих стихий. Однако центральная стихия, внутренняя и внешняя основная составляющая каждого из старших Арканов, правит все прочие стихии в непременной со-зависимости с собой. Со стихией - "фронтменом". Таким образом, мы можем утверждать, что такой Аркан как Маг, прежде всего, представитель стихии Огонь. Действия, сила и яркость которого, ограничивается лишь чересчур ранним появлением этого элемента в последовательности. Страшно представить, какого монстра породило бы Таро, имей Маг "статус" повыше.

Старший Аркан Жрица (или Верховная Жрица) "лицо" стихии Вода. Исконная природа Жрицы чувственная, соответствующая внешним и внутренним "земным" проявлениям этого элемента. Тем не менее, духовная составляющая прожитая Магом и Дураком, сохраняется в ней для дальнейшего развития. Первоэлементы стихий, как начальные формы энергетических элементов, недостаточны для того, чтобы быть активными и яркими, но, тем не менее, также являются составляющими элементами этого Аркана. Энергетический баланс лишь формируется, выстраивается гармония природных элементов. Духовная и душевная, а также чувственная сенсетивная составляющие по Аркану II проявлены явно, а огненные и земляные - скрыты, подобно тому, как укрыты завесой тайны подсознательные мотивы. 

Императрица - Император
Первое, что приходит на ум, это их символически "породнить". Назвать детьми или супругами императорских особ. Однако формально это было бы неверно, ибо в таком случае, во-первых, появляется лишняя "одушевлённая" фигура предположительного предшественника, и, во-вторых, подобное прочтение нивелирует самостоятельность двух Арканов - земных правителей.

Мантики склонны соотносить эти фигуры Таро с аспектами анимуса и анимы. Данное утверждение, хотя и кажется чуть более оправданным в контексте Таро, тем не менее, разбивается о несоответствие характера данных Арканов возвышенной и несколько экзальтированной "душевности" самих этих понятий.

Старшие Арканы III и IV явно соотносятся со стихией Земля. Центральными значениями их являются статус, богатство, психологическая и физическая сила, здоровье и красота. Это - основа земного бытия, это, пускай это и звучит несколько пафосно, зеркала людей. Мужчин и женщин, какие они, по сути, есть. Со всеми их не самыми лицеприятными с точки зрения общепринятой морали качествами. Такими, например, как жажда власти, высокомерие, материализм, граничащий с алчностью. Жадностью не только до материальных богатств, но всё больше до статуса, "трона", как внешнего атрибута управления. Именно в этих "имперских" Арканах, (заметим, находящихся в самом начале последовательности), проявляется материальная сторона жизни. То, что столь рьяно отрицают люди, считающие себя высокодуховными существами.

Совершенно естественно, что после столь высокой концентрации материального, наступает этап одухотворения. Старший Аркан Жрец (Верховный Жрец) суть оплот духовности, однако и в нём, как и во всех пройденных ранее этапах-Арканах, сосуществуют все стихии. Жреца невозможно понимать, как сугубо духовное, т.е. полностью лишённое "человеческого" суть материального, существо. Ну, хотя бы потому что до "пятого" старшего Аркана были пройдены 5 значимых этапов жизни. Пять старших Арканов, условно переживших стихии, формирующие земное бытие.
Духовная составляющая Жреца серьёзно отличается от духовности всех предыдущих Арканов. Прежде всего, потому что она всеобщая. Эта степень возвышения Духа над Телом, что позволяет Духу воспарить над Землёй для распространения своего света, не суть важно, каким "цветом" окрашенного, по миру. 

После столь высокой концентрации энергий, рабочей парадигме требуется качественный апгрейд, как повышение собственной мощности, либо трансформация, для того чтобы продолжать действовать.
Происходит разделение. Первое внешнее и внутреннее одновременно разделение - впервые на Аркане появляется более, чем один герой.
В классическом Таро, а под данным понятием имеются в виду условно "первоначальные" образчики колод, на Аркане VI Влюблённые присутствуют три персонажа: ангел и двое людей. Мужчина и женщина. Два полярных начала, две природы, объединённые один общим видом, но, принципиально разные по внешним параметрам, во многом, обусловившим их психологическую суть. 
Итак, "разделение". Энергии, суть коих стихийна, разделяется надвое, но, как изначально повелось, должна сохраняться в каждом представителе пары. Стихии начинают переживать собственную внутреннюю трансформацию. "Мужское", образно говоря, забирает себе активные стихии, "женское" пассивные. Однако, посмотрите, и здесь мы видим неоднозначность, двойственность, ибо активность и пассивность стихий весьма условна и нестабильна. 
К примеру, такие стихии, как Вода и Земля, что "приняты" за женские, на самом деле, далеко не пассивны. Мужские же стихии Огонь и Воздух - активны также отнюдь не всегда, не во всех своих физических проявлениях. Служа обобщающими элементами представителей разных полов, стихии задают индивидуальные характеры людей. "Лица", встречающиеся в одном Аркане - очередном этапе большого пути, каждое, обладает собственными свойствами, предопределяющими интерпретации общей картины, карты. Аркана Влюблённые, как союза противоположностей, кои не могли не сойтись в "священном браке", ибо притягиваются друг к другу за счёт единой природы собственных первоэлементов. 
Посмотрите, как это поразительно перекликается с канонической интерпретацией происхождения женщины от ребра мужчины. По сути, речь напрямую об идентичности первоэлементов, едином генокоде. 
Последнее соответствие - пересечение вполне объяснимо. Оно лишний раз подтверждает тесную связанность системы Таро с таинствами, хранящимися в религиозной парадигме человечества.

Откуда же возникает следующий старший Аркан, VII Колесница, условно обезличенный самим статусом колесницы, как средства для осуществления движения, но не ставший некой персоной?

Разделившееся, становится разрозненным, и, следовательно, менее основательным и защищённым. Для сохранения и возможности дальнейшего движения, как продолжения, и появится Колесница. Триумф жизни. Победа бытия над небытием. 
Сокрытая во чреве Колесницы энергия четырёх первоэлементов, по неведомому, как божественный промысел пути, будет перемещена под охрану и на сохранение основательной силы Юстиции. "Моральных сил в юридической системе". 
Мораль... Что есть мораль? Это принятый большинством, свод договорённостей и правил совместного бытия среди людей. Неспроста Аркан VIII имеет не одно название, (помимо того, что и не все системы Таро придерживаются единого расположения данного Аркана в последовательности старших карт). Справедливость, Правосудие, Юстиция. Для того, чтобы понять суть "моральных сил" в контексте столь строгой дисциплины, как судебная система, вместо рога изобилия, в руках женщины, представляющей справедливого судию земного, появляется меч. Оружие, коим она карает всех, заступающих за дозволенные обществом границы. При этом, в системе Таро, Меч известен, как символ масти, отвечающей за разум. Соответственно, уже в VIII старшем Аркане, на человека возлагается ответственность осмыслять собственные чувства.
Для этой работы, в VIII Аркане достигается равновесие между стихиями - весы в руке девы "закона", выверяют гармонию до грамма.

Осмысление творящегося, продолжается и в старшем Аркане IX Отшельник. "Дошедший до предела", так, наверное, я бы назвала состояние старика, светящего в непроглядную тьму своим фонарём. Тьма синоним бездны - поглощающей, опасной и неотвратимой. Для чего же старик обернулся туда, возврата откуда нет?

Не думаю, что Отшельник стремится вернуться назад. Скорее всего, он постиг, что для того, чтобы открылся дальнейший путь, всё пройденное ранее прямо теперь должно быть безвозвратно закончено, закрыто. Для того, чтобы сие возможно стало осуществить, в прошлом не должно остаться "тёмных пятен". Недожжённые мосты туда, куда не возвращаются, должны быть пусты и светлы.
Стихии Отшельника насыщены сверх всякой меры, ибо очищены от "пыли" внешних соответствий чему-либо. Наступает период той чистоты, что допустит выход за вящие пределы.

И вот, наконец, появляется "свет в конце туннеля". Старший Аркан Х Колесо (Фортуны), дозволяет совершить преодолевшему десять предыдущих этапов герою чудо. Поворот Колеса кажется предсказуемым, ибо мысль не допускает возможности себя "переиграть". Немудрено, ибо святая вера в силу мысли, была заложена ещё в V старшем Аркане Жрец. Молитва, истинная молитва, суть восхваление величия высшей силы, единственной, на которую может человек уповать. Потому, научившись возносить хвалу, человек научается и верно понимать суть мышления. Силу мысли, коя будет прочтена и без слов.
Нет статичности в этом Аркане, как нет их в событиях, что предвещают значения Колеса.

И в старшем Аркане XI Сила, наступит время сразиться со львом, поглощающим Солнце. Это действо творится за пределами Колеса. Время здесь нелинейно, параметры стёрты. Процесс урегулирования, творящийся по законам этого Аркана, не поддаются обретённой ранее логике, и требуют более глубокого осмысления, на уровне за пределами Колеса.
Стихии, прежде прожитые четыре привычных элемента, преобразились, и соответствуют условно новому уровню Арканов выше Х.

Повешенный XII, это необходимый "стоп-кадр" на пути следования старших Арканов. Здесь стихии будто застывают, впадают в спячку или замораживаются на время. Время вообще диктует правила игры Повешенного, задавая темпоритмы творящимся событиям.
Тик-так - поворот на 90 градусов. Тик-так - открытие ранее неизведанного старого - нового мира. Тик-так - осмысление, переживание, катарсис, понимание. Тик-так - принятие нового. Тик-так - вновь, в полном молчании, в кромешной слепоте в отношении окружающей действительности, новый поворот. И так, по кругу. Вечность. Будто фигура Повешенного сама есть стрелка часов.
Проработка стихиями своей сути, также движется по этому незримому циферблату, ограничивая свои значения на каждой точке временного пути. Не проявит себя Огонь, не будет ярок и скор. Его движение, как стелящиеся языки пламени, станет распространятся по всякой мысли, идее, действию, прожигая насквозь до полного тлена.
И Вода станет озером. Так, застынет, никуда ей не течь.
Замрёт Воздух, убивая надежду на вдох свежего ветра. 
Мутной твердью да недостижимой редкостью станет для человека, чьим Арканом выходит Повешенный, Земля. Простая и твёрдая, основательная, и, в то же время, зыбкая Земля. Далека она! Недоступна и далека для того, кто висит вниз головою, пока, для, из-за и за только лишь то, чтоб хоть как-то жить.

Вечности не существует ни в одной парадигме, где есть хотя бы маломальское движение. Вечность есть лишь в далях дальних прошедшего. Прошлых времён, где навсегда остаётся каждый отрезок пути. Вперёд, в будущее, пойдёт уже вовсе не он, но тот, чья природа легка на подъем.

Так осуществится движение к Смерти, и эта Смерть станет не избавлением, но, очередным исправлением на данном отрезке пути. 
Все стихии в работе, но, стоит на них сквозь XIIIАркан внимательно взглянуть, видно сразу, что это не прежний Огонь. Не один из тех, что когда-то "горели". Новый. Не яркий, не жаркий. Не быстрый, а ровно сияющий холодом, льдом обжигающий.
Не текучая гибкая Вода обогнёт сопки и потечёт по ландшафту под ноги коня и его ездока. То будет витиеватый ручей, что скользит, повинуясь ландшафтному ритму. Вода, отдавшаяся будто бы самой себе - абсолютно самодостаточная стихия. Что-то это напоминает... Живая и мёртвая Вода, конечно!
А Воздух? Какой шикарный Воздух Смерти. Вы замечали когда-нибудь, что, как правило, на Арканах XIII авторы изображают Смерть, овеиваемую ветрами, погружённой в воздушные потоки, или в виде фигуры скелета (канон) верхом на коне? Воздух смерти суть её дыхание. Глоток Воздуха в безвоздушном пространстве, как эликсир бессмертия. После и "за"...
Наконец, Земля. Свойства этой стихии, принятые в парадигме Таро, в Смерти представлены как memento mori. Память о бренности и конечности бытия. Трансформация есть спасительный психологический приём, позволяющий постичь величие неотвратимости конца.

После которого, наступает покой. Следующим Арканом становится Умеренность, являющая заслуженное отдохновение души. В этом Аркане творится магия возрождения стихий, теперь обретших собственную память, как вес, позволяющий комбинировать с помощью четырёх божественных слуг, новую реальность. Самобытную и мудрую. В Умеренности, мы получаем сладкую иллюзию возможности достижения идеала, путём смирения, как принятия данностей мироздания. Все стихии в Аркане гармоничны, сбалансированы и чисты.

Опасное затишье перед...

... Перед пришествием Его. Дьявол ворвётся в ваш стройный мирок, нарушая так долго выстраиваемую гармонию. Взгляд один, и вот, невозможно собрать старый "паззл" по привычным канонам. 
Революция внутри системы, которую мы проглядели, пока глазели на божественную красоту, столь приятную, подходящую человеческому оку. Революция — это стихия Огонь, перемноженная с Воздухом и родившая отравленную Землей Воду. Знак "=", как насмешка за пафосный бред, что несли люди в мир, обещая себе и друг другу хранить равновесие.

Кто сказал, что Башня, старший Аркан XVI есть Божий Храм, возможно, был прав. Где ещё, кроме Божиего Храма, может быть заключён, без возможности побега, Дьявол? 
Башня — это оплот четырёх стихий. Она и есть те стихии - камень на камне, из которых слагается жизнь. Обрушение Башни, само по себе суть палка о двух концах, ибо, что есть это разрушение? Катастрофа? Определённо. Разрушение всегда суть беда. Однако оно же, является освобождением. Очищением и открытием перспектив. Для достижения сего, стихии должны вырваться наружу, а вместе с ними, освободится и пленник Башни...

Звезда. Старший Аркан XVII - один из самых загадочных в колоде Таро. Звезда путеводная, воспетая поэтами, великолепная метафора надежды, как песни силы духа. Точка света в непроглядной тьме, суть иллюзия выхода, ибо для смертного, звезда небесная недостижима, а зыбкий её свет растает с первыми лучами всепоглощающего Солнца. 
Иди, иди быстрей, так, приближаясь к вечности, в которой ты чего-то достиг, что-то нашёл и куда-то пришёл. Кто ты? Человек. Всего лишь земной человек, чей отмерянный век подчиняется строгой, как нотная грамота, системе взаимодействия и последовательного чередования меж собою стихий.

Этот дьявольский стихийный "микс" породил иллюзию образования новой самостоятельной формы жизни - альтернативы, не много не мало, но самого главного небесного светила. 
Люди издревле пытаются "прочитать" Луну. Просчитать её послания человечеству, отыскать в ней ответы на вечные вопросы. Луна, старший Аркан XVIII, формально находится за пределами Земли, но, тем не менее, отвечает за рядовые человеческие темы. Такие, положим, как здоровье и психологическое состояние людей. Самонастройка правит бал и связь с реальностью приобретает эфемерные формы, угрожающе близко подобравшись к краю беспросветной бездны, выхода откуда нет.

Концентрация стихийных элементов достигает своего апогея, и, в ответ, вспыхивает незатмимый свет, компенсируя собою тьму. Солнце, старший Аркан XIX проявляет возможности стихий, заставляя их работать "на пределе", таким образом, насыщая реальность такими элементами, как "однозначность" и "данность". Фиксируя форму и "цвета" всех элементов жизни. Что это, как не законченное творение, предел которого определён? 
Солнце Создатель, но и оно... Помещается в единую систему, под названием Б.О.Г. Таким образом, становясь снова частью и элементом неразъединимого Абсолюта.

Как всякий Абсолют, Солнце нуждается в "пьедестале". Этим фигуральным постаментом, становится следующий старший Аркан, Страшный (Высший) Суд. 
Что здесь происходит со стихиями: они замирают в статике, ибо любой выход "за пределы", установленные Арканом, грозят обернуться неотвратимым уничтожением под сжигающим солнечным огнём. Не важны цели, несущественны причины - есть лишь высшая цель и единственный смысл: служение пьедесталом величия Абсолюта.
Пугающая предопределённость имеет и обратную сторону, выраженную в обязательном к исполнению возрождению из тлена небытия, по прохождению своих собственных, не всегда преодолимых путей.

Естественным и единственно возможным, завершающим этапом - Арканом, становится Освобождение. Мир и союзный пир стихий. Заслуженное снятие ограничений и расширение возможностей суть и награда за сыгранный "квест", и расплата за эту игру по самому высокому тарифу.

Свобода! Все свободны - и бывшие рабы, и вольные умы, а также, нельзя забывать, что свободен и тот, те или Ты... Ты, который был пленником ныне разрушенной Башни.

 

 

 
Rambler's Top100
Copyright © 2010
Новости
Письмо Сове
Таро
Магия
Огам
Оракулы
Статьи
Семинары и практикумы
Видео
Блиц-консультации