Из одного котла. Таро и оракулы от "одних родителей".Предсказательный инструмент содержит свою историю, предсказатель рассказывает историю человека. Может ли быть рассказана ваша история на конкретном инструменте, зависит не от инструмента, а от предсказателя. Или от вас? Человек приходит со своей историей. Гадатель ему переводит послания карт. Кто отвечает - гадатель, или карты? Как в кино: сценарист берёт произведение - пишет по нему сюжет. Но, от того, как он расставит акценты, зависит и смысл сюжета. В качестве примера можно привести многие классические произведения, в разные времена, не одинаково воспринимаемые обществом. Понимал ли Л.Н. Толстой, о чём писал, когда создавал "Каренину"? Безусловно, понимал. А понимают ли "Каренину" теперь? Точнее, понимают ли её так, как написал автор? А вот тут, двояко. С одной стороны, мы, современные люди, преимущественно знаем, о чём, и почему писал автор. Однако наше понимание, как приятие, на эту осведомлённость не распространяется. Мы, даже понимая на уровне головы, неспособны, а точнее, осознанно не желаем такое понимать.
И то же самое со многими иными произведениями русской, и зарубежной классики. Никакое понимание на уровне сознания, но не души, и никакой объём знаний по теме не заставит человека иметь определённое отношение к теме на уровне чувств. Вот так же и с мантикой.
Автор всегда говорит на своём языке, даже если использует общепризнанную форму звукопередачи. Таро, или оракулы созданные по системному принципу, говорят о своём - содержат, и рассказывают определённую историю. Гадатель интерпретирует. Автор же, интерпретирует свою историю, значит, говорит от себя. Как кино - коммерческое, и авторское. Разные задачи порождают и разные варианты воплощения, и никогда невозможно определить, какой из способов лучше. Это даже не вопрос ценности, поскольку то же коммерческое искусство может представлять собой ценность для самого разного критика. Дело лишь в уместности, своевременности - и зёрна падут на благую почву. Предугадать же это "правильное время" практически никогда невозможно. Мы уже теперь можем убедиться, что старые сюжеты интерпретирует само время, и посему, каким бы сюжетом не был наполнен ваш инструмент дивинации, и к какому бы жанру не относился, в своё время прорастёт неведомым цветком. *** Колода Таро "Пятнашки Дурака" - оракул "Кадросмен.Ло". Автор Ведьма Сова. В обеих колодах - сюжет о возникновении, и становлении мира. В Таро - развернуто, в оракуле ближе к формату киносъемки. В Таро - по этапам, в оракуле по энергиям, как результатам. Суть одна: от неизвестности к объединению, логическому завершению: в Таро - это Lapis Philosophorum, а потом - Ab ovo - от начала до конца, а в оракуле - от стрекозы к крокодилу и стрекозе, когда изначальная неизвестность (энергия) сольётся с миром, станет её частью - и частью естественной цепи взаимодействия живых элементов. И там, и там философия бытия, как она есть. С отсутствием чего-либо вечного в ней, кроме вопроса справедливости, существующего, пока существует мир, и разум, поднимающий этот вопрос. В колоде Пятнашки Дурака нет Аркана Справедливость. В традиционном Таро есть, но этот же Аркан интерпретирован, как Справедливость позднее образования системы, и потому, в принципе, считать его классикой, как традиционной формой нельзя. В Таро есть Правосудие. В "Пятнашках" нет. Вместо Правосудия, и Справедливости - Медитация, как единственная форма истинно человеческой интеграции в мир, как деятельной его частицы, как творца, воспринимающего окружающее со всеми её энергиями, как они есть, и блюдущий гармонию. В оракуле, карты Справедливости или Правосудия также нет, но есть разные уровни Традиций - от Медведя до Соллуны. Традиции, суть весы времени, на чашах которых взвешиваются события, и их значения.
Если Таро передаёт дух эпохи - каждая колоды своей, то и представленное в нём общество, личности соответствуют этому единому духу. И в этом, таится огромная опасность перешагнуть черту, отделяющую магию от манипуляции. Сейчас, в современном Западном мире, максимально активен дух нацизма - это выражается в политических вопросах, и отражается на человеческих взаимоотношениях, в более мелких проявлениях, таких, как национализм, и социальное разделение (выражающееся в материальном эквиваленте). Подобное веяние происходит не впервые, и наверняка, большинству мантиков известно, что нацист Гиммлер шефствовал над Аненербе, организацией, созданной для изучения истории нордической расы. Плоды работы Аненербе служили опорой идеологии рейха. И если покопаться в истории нацистского оккультного наследия, помимо идеологических трактатов, обнаружится и немало "фантиков", наподобие карт, рун, и прочих подобных инструментов. Инструментов для чего? Для непосредственного влияния на сознание людей, которые будут из поколения в поколение передавать "правильную" идеологию, с заведомо запрограммированными в неё идеями. Практическими же рычагами внутри этих идеологических разработок, всегда служат такие простые, и заведомо беспроигрышные манки, как предсказания, или, проще говоря, аттракционы.
Иное современное Таро, созданное по принципам старинных колод, несёт в себе основы традиционных форм символических аспектов, и в любое время обречено служить философской формой мистического выражения. Не самая популярная форма, неудобная, поскольку крайне неоднозначная. Всякий раз, придётся иметь собственное мнение о представленных аспектах, и интерпретировать старину на современный лад. Для этого, недостаточно быть знакомым с задекларированным системным соответствием карт, но придётся конкретненько так подучить и историю, и культурологию, и философию. Некоторые современные колоды, соблюдающие классический принцип Таро, состоящего из 78 Арканов, с определённой последовательностью старших - именных карт, четырёх мастей младших, и придворных Арканов, имеющие в наличии четырёх Королей, Королев, Рыцарей, и Пажей, и даже имеющие весьма подобный старинному традиционному визуальный облик, во всём остальном абсолютно уникальны. Как ни удивительно, несмотря на соблюдение базовых принципов, в основе самих Арканов не прослеживается изначальный их смысл, а скорее, напротив, намеренно внедрены новые смыслы, рождающие, соответственно, и иные значения. Тем не менее, это никак и нигде не прописывается, и даже, наоборот, в прилагаемых к колодам МБК - мини-справочниках, предлагаются трактовки, едва ли не заимствованные из колод Марсельского Таро, или Уэйта. Возможно, авторы рассчитывают, что новые образы, на их взгляд, более точно передают суть значений Арканов - на новый лад, аутентично времени. Однако, тут возникает интересный нюанс: старинные образы, дошедшие до нас на картах из глубины веков, как ни удивительно, достаточно понятно передают их значения, а вот современные отнюдь нет. Почему так происходит, несмотря на то, что весь символизм нам знаком? Быть может, так было всегда, и то, что нам кажется понятным в старинных колодах, абсолютно не отзывалось своим современникам. И, возможно, это так же является причиной не слишком высокой популярности Таро среди своих современников, что заметно по минимуму упоминаний этих "чудесных картинок" в литературе, и разнообразных мемуарах людей тех времён.
В колоде Пятнашки Дурака, являющейся современной, я так же во многом соблюдаю старинные соответствия, но постаралась вынести на поверхность глубокие смыслы отчасти утраченных символов, будто затерявшихся среди современных интерпретаций, придающих большее значение иным аспектам. К примеру, я делаю намеренный акцент на королевскую историю, и, в том числе, королевские корни фигуры Дурака - его волосы неслучайно отчётливо повторяют символ короны. Этот же аспект выделен и в некоторых более старых колодах. "В Марсельском Дураке, кстати, приоткрывается одна из тайн этого вольного персонажа, и наводит на определённые мысли об игроках. Кошка рвёт штаны вышагивающему дураку, подбираясь к «сокровенному» - его половым органам. С чего бы? А с того, что «монаршьи игры», они же борьба королевских родов за трон напрямую зависели от крови. От генов, переданных естественно половым путём. Кстати, этот аспект из всех мне известных авторов колод Таро позже выделит только Кроули." (статья на сайте: http://bredny-sowy.com/igra-v-0) В большинстве Арканов, помимо основных тематических элементов, я выделяю и их алхимические, астрологические, и... психологические аспекты, несмотря на очевидно не одномоментное, и тем более, не изначальное их возникновение в Таро. В оракуле "Кадросмен. Ло" я так же использую определённые символические элементы, призванные подчеркнуть особенность характера проявления тех или иных аспектов. Так, например, историческая королевская тиара на карте 9, как и символы на карте 13 привносят вполне определённые конкретные смыслы в традиции, о которых они говорят.
Книги и колоды создаваемые одним автором, подобны детям от одних родителей. Они индивидуальны, отличаются друг от друга и внешне, и характером, но всё же, как правило, в их образе, а зачастую и в личностной психологии есть нечто общее. Вот, точно так же, произведения одного автора всегда содержат некое единое зерно, как идею, или принцип своего звучания. Кроме того, творческие личности - авторы подчас любят "поиграть". В их разных произведениях можно заметить сюжетные, или визуальные, стилевые пересечения. Порой герои, или целые авторские системы, такие, как колоды, например, символически играют одну пьесу. Могла бы я так сказать о своих колодах? Я не ставила цели проводить единую линию во всех инструментах, тем более, что честно говоря, мне не всегда ведомо, какие силы проводят их через меня саму. Однако не могу не замечать, что всё же, определённые пересечения есть. Моё желание выделить взаимопроникновение карт, через буквальное, визуальное единство изображений, призвано передать идею взаимосвязанности всех аспектов действительности, во всех реальностях - видимы они, или лишь едва ощутимы. Как и все поступки, совершаемые на уровне физических действий, либо же осуществлённые на уровне действия через бездействие - всё влечёт за собой определённые последствия. Суть бытия - сценарий. И, как всякий хороший сценарий, может быть рассказан в 78-ми, или 24 словах.
|
|