Латинское выражение Futura sunt in manibus deorum - Будущее в руках богов.
Божественная воля исполняется руками человека. Но у человека может не быть рук! Их может просто не стать, и тогда, это будет понято, как воля божия - лишить человека рук, каким бы образом человек их не лишился, всё будет приравнено к высшей воле и над человеком, с его отдельною судьбой, и над всеми теми, или всем тем, кто и что связано с тем человеком.
В этой удивительной концепции разотождествления самостоятельных действий людей и управляющей высшей силой, не существует того единственного доказуемого аспекта, на который можно было бы опереться. Понять причинность.
Считается, что источником латинского выражения являются слова апостола Павла: "Человек предполагает, а бог располагает". И данная концепция скорее близка к философии действия через бездействие, отличающейся от фактического отсутствия рук, как физического элемента для действования тем, что в ней есть намеренность. Намеренное отчуждение от действий.
Испокон веков мировая философия разрабатывает теории и концепции понимания и объяснения мира, но единства не существует и поныне. Какими бы терминами не обозначались те или иные явления, для появления хотя бы приблизительного единства необходима однозначность правил игры. Какой игры? Жизни, в которой существуют правила, хотят этого участники или нет.
В английском языке nature означает природа. В русском, натура - суть природы, как концепция человека, или явления. И в этом своего рода уточнении, что натура - это истинная суть всякого внешнего, звучит тема духовности. Душа, как особенный аспект становится как бы над всем внешним, и является единственной правящей силой. Однако сила эта никогда не самостоятельна настолько, чтобы быть полностью отчуждённой от той божественной, или высшей парадигмы, в которой она существует безотносительно каких-либо внешних условий.
Не хочется упрощать, но всё же, если посмотреть в этом контексте на жизнь, и все её бытийные аспекты, мы увидим проявления духовности практически во всех явлениях, и будут они выражены через выбор. Таким образом, натуральность, или же духовность сливается в гармоничном союзе с божественной волей.
***
Натурфилософия, это как бы ювенальное естествознание, соответствующее времени своего возникновения, и широкого (массового) распространения. В старину, она приравнивалась к магии - той её адаптированной части, что до определённого времени считалась естественной альтернативой, и не побоюсь этого предположения, частью науки. Науки, как учения об устройстве мироздания, в целом. Исключение из этого, объединяющего всё и вся учения такого направления, как оккультизм, то бишь скрытое знание, до определённого времени было фактически невозможно, т.к. достоверных, проверенных опытным путём точных сведений о большинстве физических явлений попросту не существовало. Однако, до поры до времени. Лишь только был пройден первый рубикон формирования - буквально на законодательном уровне - однозначных определений для ключевых бытийных явлений, таких как взаимосвязь погодных условий, и температур, и их влияние на живые организмы, и материальные элементы, стало естественным ставить во главу угла, прежде всего, логику, объясняющую любые явления с помощью фактов, опираясь на рацио, исключающее какие-либо альтернативы.
Были каждый в своё время - Агриппа Неттесгеймский, Джон Ди, тот же Кастанеда несколько позднее. Были многие натурфилософы, объясняющие явления в герметической парадигме - ближе к натуре, природе, а не её искривлённым формам - мыслепостроениям, основанным на принципе возможности повторяемости.
Изначально, в человеческом мире повелось, что науке, то есть разработке и систематизации объективных (видимых) знаний о действительности, была противопоставлена натурфилософия, в свою очередь, для относительного удобства отождествляемая с магией.
В какой-то момент, на арене появляется другой игрок - искусство. Это, возможно, единственная прямая, на которой в какой-то момент смогут соприкоснуться искусство и религия. А конкретно, неповторимость. Уникальность специфических аспектов обеих сфер.
При этом искусство занимает серьёзную нишу в религиозной парадигме, так как является единственно доступным всем видом передачи духовной информации - через образы. Но, естественно, свято место пусто не бывает - искусство разделяется на так называемые тёмное и светлое. Часть искусства становится апологетом, и пропагандистом условно светлой духовной линии, а часть - условно тёмной. О большей успешности того или иного направления судить сложно, и никогда не было возможно, оба существуют и по сей день, и тем не менее, таким образом, религия оказывается красиво выведена из символической борьбы - поединка с наукой, не на жизнь, а насмерть.
Теперь, наука становится сама по себе, а религия сама по себе, но объединяет их - является точкой соприкосновения - социальная стезя.
Социум, как общий полигон для максимально продуктивного существования. Здесь сосуществуют, не объединяясь, все изначальные игроки: наука и натурфилософия, религия и искусство.
Где же в этой некомандной игре располагается магия?
Пожалуй, ближе всего к ответу идея космологии Джордано Бруно, центр которой – тезис о бесконечности вселенной. Эта вселенная не сотворена, она вечна. При этом, неподвижна, как объект, если рассматривать Вселенную в контексте телесности, но переживает постоянные изменения, обусловленные внутренним движением.
Вопреки расхожим профанным мнениям, Бруно никогда не отказывался от идеи существования Бога, но не разделял теории о Нём, как о двигателе - аналоге механической силы физических процессов, опираясь на принцип самодвижения материи. "Основное положение космологии Бруно заключается в том, что Вселенная является бесконечной и не имеет центра." Свой центр есть у каждого из множества миров во Вселенной, и согласно утверждениям Бруно, природа есть Бог в вещах, но он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Таким образом, Бог отождествляется с природой, он есть природа, но природа, не управляемая Богом, как центром.
Прийти к этой мысли практически, т.е., как к концепции существования, пока что не смогло ни одно централизованное сообщество разумных индивидов. Понимание того, что единственного - неоспоримо главного управляющего элемента нет, оказывается практически недоступно человеческому пониманию. Поэтому, по аналогии со всеми противопоставленными друг другу концептами, должен существовать и противоречащий этой безумной, максимально идеальной теории о разумной неуправляемости игрок.
И этим игроком, или козырем становится магия.